Вокруг пальца
Чайная афера
Чай в России появился в XVII веке – его привезли из Китая и преподнесли в качестве подарка царю Михаилу Фёдоровичу. Изначально напиток использовали как лекарство и даже продавали в аптеках. Лишь спустя два столетия чай попал в трактиры и рестораны. Тут же активизировались и аферисты, которые начали сбывать подделки.
Братья Константин и Семён Поповы одними из первых среди крупных предпринимателей основали компанию по продаже китайского чая. Особенно трепетно они относились к качеству. Их фирма даже стала поставщиком чая для Двора Его Императорского Величества. Однако популярность Поповых в итоге сыграла с ними злую шутку. Их честным именем воспользовались однофамильцы и тоже братья – Александр и Иван.
Александр и Иван Поповы – мошенники, которые в конце XIX века торговали поддельным китайским чаем с этикетками, имитирующими бренд известного в те времена чайного дома Константина и Семёна Поповых.
Константин и Семён Поповы клеили на упаковки с чаем фирменные этикетки, где были написаны первые буквы их имён – К и С. Мошенники использовали точно такой же логотип. А чтобы избежать проблем с законом, дописывали мелким шрифтом расшифровку – "контора и склад". Но кто из покупателей вчитывался – люди видели узнаваемую коробочку и тут же её приобретали. Однако истинного наслаждения от напитка не получали.
Аферисты использовали несколько способов подделки чая. Под видом настоящего напитка они продавали спрессованные брикеты из отходов чайного производства. Цена была ниже, покупателей – больше. Другой способ заключался в перепродаже уже использованного чая. Его скупали в заведениях, сушили, подкрашивали сажей и графитом, а затем выдавали за свежий.
Могли также смешивать китайские листья с иван-чаем. Его выращивали по заказу Поповых крестьяне Санкт-Петербургской губернии. После сбора маркировали упаковки как аптечное сырьё и отправляли в Москву. Этот способ особенно выручал, когда с поставками "испитого" чая было тяжело.
Олеся Шахматинская, историк:
– Бизнесмены-мошенники очень грамотно подходили к ведению своего дела, и в течение многих лет их бизнес существовал и приносил им огромные деньги.
Несколько раз мошенниками всё же интересовались органы правопорядка. Но всё обходилось штрафами. Учитывая громадную прибыль от торговли чаем, оплатить их не составляло труда. Однако, когда слухи о фальсификаторах дошли до тех самых Поповых, честных предпринимателей, те наняли детективов и собрали компромат.
В 1888 году состоялся суд над фальшивыми производителями чая. Братьев обвинили в мошенничестве в крупных размерах. Старший Александр взял всю вину на себя – его отправили в ссылку в Сибирь. Младшего отпустили прямо в зале заседаний.
Дело вызвало широкий резонанс, поскольку отличалось от подобных преступлений максимальной строгостью наказания. На тот момент подделывали многие продукты, но арестов не было. Впрочем, суд над лже-Поповыми не остановил других фальсификаторов – самодельный чай так и не исчез с прилавков.