Меню

Москва 0:00 22 ноября 2024

Назад в СССР. 100 лет

Назад в СССР. 1929 год

Как пятилетка дала толчок индустриализации? И где граждане увидели звёзды вблизи? Самое интересное о нашем прошлом – в рубрике "Назад в СССР 100 лет".

В том году граждане всей страной встали на зарядку, начали соревноваться в самых неожиданных вещах, увидели звёзды вблизи, узнали, кто всех излечит-исцелит, и придумали, как из пяти лет сделать четыре года. 1929-й.

2 января в радиоэфире впервые прозвучали позывные "Утренней зарядки". Гражданам предлагалось проснуться, потянуться и выполнить несложный комплекс физических упражнений. Поначалу радиослушатели диковинке удивлялись, а потом очень даже втянулись. Придумал передачу популяризатор гимнастики Владимир Набоков, не писатель, а вёл программу почти полвека Николай Гордеев – методист Центрального института физкультуры. Его голос стал родным для всех, кто не пренебрегал комплексом утренних упражнений под бодрящий аккомпанемент рояля. Программа выходила до конца восьмидесятых каждый рабочий день, исключение составили только годы войны. Над энтузиастами радиогимнастики подтрунивал Владимир Высоцкий, его слова "бег на месте общепримиряющий" стали классикой.

15 марта началась эра социалистических соревнований. Обрубщики труб завода "Красный выборжец" вызвали на трудовой поединок коллег, пообещав снизить расценки на 10% и предложив работникам других цехов в этом посоревноваться. Договор напечатали в газете "Правда". С тех пор стали состязаться везде и всегда: на производствах, сельхозпредприятиях, в институтах и даже школах. Приглашать на поединок можно было кого угодно, главное – ставить общественно полезные цели. Бригада доярок, например, могла бросить вызов другой, чтобы повысить надои. Один металлург мог поспорить со вторым – кто больше выдаст нормы. Звенья третьеклашек конкурировали на предмет отличных оценок. Официально соревнование было добровольным, неофициально – отлынивать от таких вещей не рекомендовалось.

5 ноября открылся первый в СССР и 13-й в мире планетарий. Событие для страны, активно искореняющей суеверия и пропагандирующей научные знания, грандиозное. Толпы валили в необычайное, даже по форме своей, здание. Задрав голову и замирая, слушали рассказ лектора о небесных телах, их далёкой и такой маняще-таинственной жизни. Звёзды, которые ещё недавно в народном сознании были чем-то недосягаемым и почти волшебным, тут на глазах превращались во вполне себе материальные объекты, изученные наукой. Восторг у прогрессивной молодёжи такая трансформация вызывала невероятный.

В том году появилась сказка, которую наизусть запросто мог прочесть любой советский ребёнок, – "Айболит" Корнея Чуковского. Добрый доктор уже мелькал на страницах книжки "Бармалей" 1925 года, и персонаж вышел таким живым и обаятельным, что автор посвятил ему отдельную историю. Водя пальцем по строчкам, дети с упоением читали о том, как легко сказочный врач расправляется с недугами зверушек и те на глазах становятся здоровыми и счастливыми. Айболиту посвятили несколько фильмов и мультфильмов, и каждый раз, завидев доброго доктора и его подопечных, мальчишки и девчонки прилипали к экранам.

В конце мая на Пятом съезде Советов утвердили первый пятилетний план развития страны. Этот момент стал переломным в истории и экономике Союза, дав мощный толчок индустриализации. По самым отдалённым частям государства потянулись линии электропередач и новые дороги, одновременно стали создавать огромное количество предприятий и мощных сооружений вроде Днепрогэса, сельское хозяйство вышло на новый уровень. Рвение строителей индустриальной страны поддерживали красочные и заразительно-бодрые плакаты; яркие картины, где труд изображался сочно и радостно; романы, в которых герои работали с огромным удовольствием. Даже первый звуковой фильм этому посвящён: "Энтузиазм" режиссёра Дзиги Вертова повествует о трудовом подвиге шахтёров и заводчан Донбасса. Пропаганда дала плоды – первую пятилетку выполнили за четыре года и три месяца.

А ещё в том году образована Центрально-Промышленная область, которая вскоре стала Московской, с восьмичасового рабочего дня перешли на семичасовой и началось издание "Литературной газеты".



Смотрите также

Субботний Рамблер