Меню

Москва 4:50 22 ноября 2024

Хит-просвет

Близкая "Песня о далёкой Родине"

"Хит-просвет" от Штирлица. Услышим историю пронзительной "Песни о далёкой Родине" из всенародно любимого фильма о войне "Семнадцать мгновений весны".
© Виталий Карпов/РИА Новости
Год 1961-й. Во ВГИКе проходят лекции Микаэла Таривердиева. Послушать их спешили не только студенты, но и уже состоявшиеся режиссёры
© Галина Кмит/РИА Новости
Среди них была Татьяна Лиознова, которая ещё не знала, что ровно через 10 лет она снова придёт к композитору со сценарием в руках
© kinopoisk.ru
Писать для первого советского сериала Таривердиев согласился не сразу. Он только закончил работу над фильмом "Судьба резидента" и посчитал, что шпионских историй с него достаточно. Но Лиознова настояла
© kinopoisk.ru
Планировали снять 10 серий и каждую открывать новой песней. Однако в процессе работы фильм стал длиннее. Из множества композиций остались лишь 2, но такие, от которых слёзы на глазах наворачивались даже у самых стойких
© kinopoisk.ru
Сцены встречи Штирлица с женой в сценарии Юлиана Семёнова не было. Её придумала и дописала Лиознова. Сочинять диалоги не пришлось – всё сказала музыка. Кстати, плакали под неё не только зрители
© РИА Новости
Во время съёмок эпизода на границе Екатерина Градова никак не могла выдать эмоции. Тогда режиссёр пошла на крайние меры. Она попросила принести рояль с верхнего этажа в павильоне и позвала Таривердиева. Как только он начал играть, у актрисы сразу потекли слёзы
© Александр Макаров/РИА Новости
Над тем, кому доверить исполнение "Песни о далёкой родине", создатели фильма думали долго. Лиознова предложила попробовать Иосифу Кобзону, но с одним условием: он должен был спеть так, чтобы зрители не узнали его голос и были уверены, что так пел бы сам Штирлиц
© АО "ТВ Центр"
После премьеры к Таривердиеву пришла всесоюзная слава, а вместе с ней и происки завистников. Композитора обвиняли в плагиате. Якобы его песня похожа на известную "Историю любви" Франсиса Ле
© АО "ТВ Центр"
Композитор сильно переживал. Вскоре бешеная популярность "Песни о далёкой Родине" его начала попросту раздражать. Но в конце жизни чаще других он хотел слышать именно эту музыку, уверяя, что она даёт силы. О том же говорят и артисты, которые с удовольствием берут песню в свой репертуар

Год 1961-й. Во ВГИКе проходят лекции Микаэла Таривердиева. Послушать их спешили не только студенты, но и уже состоявшиеся режиссёры. Среди них была Татьяна Лиознова, которая ещё не знала, что ровно через 10 лет она снова придёт к композитору со сценарием в руках. Писать для первого советского сериала Таривердиев согласился не сразу. Он только закончил работу над фильмом "Судьба резидента" и посчитал, что шпионских историй с него достаточно. Но Лиознова настояла. 

Вера Таривердиева, вдова Микаэла Таривердиева, музыковед:

– Мераб Мамардашвили говорил, что любой художник и философ – шпион далёкой родины. Когда Микаэл Леонович определился с тем, о чём этот фильм, что герой – это небо, ностальгия, он дал Лиозновой согласие работать над картиной.

Планировали снять 10 серий и каждую открывать новой песней. Однако в процессе работы фильм стал длиннее. Из множества композиций остались лишь 2, но такие, от которых слёзы на глазах наворачивались даже у самых стойких.

Сцены встречи Штирлица с женой в сценарии Юлиана Семёнова не было. Её придумала и дописала Лиознова. Сочинять диалоги не пришлось – всё сказала музыка. Кстати, плакали под неё не только зрители. Во время съёмок эпизода на границе Екатерина Градова никак не могла выдать эмоции. Тогда режиссёр пошла на крайние меры.

Екатерина Градова, актриса:

– Она сказала: "Так, позовите Таривердиева. Пусть притащат рояль с верхнего этажа в павильоне". Пошли ребята, приволокли рояль, позвали Таривердиева, и он начал играть. И как только он начал играть, у меня сразу потекли слёзы. 

Над тем, кому доверить исполнение "Песни о далёкой родине", создатели фильма думали долго. 

Вера Таривердиева, вдова Микаэла Таривердиева, музыковед:

– Пробовался Магомаев, пробовался Ободзинский. Кстати, замечательные записи Магомаева сохранились. Но это был другой герой. Нужно было найти того героя, которого играет Тихонов.

В последний момент Лиознова предложила попробовать Иосифу Кобзону. Но с одним условием: Кобзон должен был спеть так, чтобы зрители не узнали его голос и были уверены, что так пел бы сам Штирлиц.

Иосиф Кобзон, певец:

– Я начинаю петь, а она: "Нет! Покажите ему картинку! Сделайте так, чтобы в то время, когда будет звучать песня, все смотрели на Штирлица, а не слушали Кобзона".

После премьеры к Таривердиеву пришла всесоюзная слава, а вместе с ней и происки завистников. Композитора обвиняли в плагиате. Якобы его песня похожа на известную "Историю любви" Франсиса Ле. 

Композитор сильно переживал. Вскоре бешеная популярность "Песни о далёкой Родине" его начала попросту раздражать. Но в конце жизни чаще других он хотел слышать именно эту музыку, уверяя, что она даёт силы. О том же говорят и артисты, которые с удовольствием берут песню в свой репертуар.



Смотрите также

Субботний Рамблер