Хит-просвет
Кого примчали "Три белых коня"?
1982 год. На центральном телевидении премьера. В новогоднюю ночь на экраны выходит мюзикл "Чародеи" по роману братьев Стругацких. На следующий же день газеты пишут, что фильм посредственный, успеха ленте не видать. Но вопреки ожиданиям, "Чародеи" моментально разлетаются на цитаты.
Режиссёр Константин Бромберг давно мечтал о фильме по произведениям Стругацких, но в начале 80-х опальные писатели для кино были под запретом. Тогда он пошёл на хитрость: написал собственный новогодний сценарий, позаимствовав главных героев из повести "Понедельник начинается в субботу".
В планах Бромберга было повторить успех своей недавней картины "Приключения Электроника". Режиссёр понимал: успех Сыроежкина − заслуга песен Евгения Крылатова и предложил композитору новое сотрудничество. Тот согласился и через полчаса показал мелодию будущего шлягера.
За словами обратились к Леониду Дербенёву, он обожал писать песни для фильмов, но славился излишней скрупулёзностью в работе. Бромберг опасался, что творческий процесс у поэта затянется на несколько месяцев. Но Дербенёв написал стихи всего за пару дней. Первой, как обычно, дал послушать супруге.
Вера Дербенёва, вдова Леонида Дербенёва:
− Он включал магнитофон с музыкой Крылатова. Напишет, позовёт, покажет. Нравится – значит, хорошо. Не нравится – значит, ты ничего не понимаешь.
Бромберг моментально утвердил композицию, но во время записи возникли проблемы: юная актриса Анна Ашимова совсем не умела петь. Устроили пробы, но детские голоса звучали неубедительно. Тогда Крылатов предложил исполнить песню уже состоявшейся артистке Ларисе Долиной.
Лариса Долина, народная артистка России:
− Это вообще уникальная история: 20 лет никто не знал, что поёт не десятилетняя девочка, а я. Я ему говорила, что не могу петь за девочку, у меня давно уже не детский голос. Он просил хотя бы попробовать. Я встала к микрофону, спела один дубль, второй, вроде бы распевалась. В итоге из этих двух дублей всё и пошло. Он говорит: всё, вот это то, что мне надо.
А позже случилось неожиданное: каждый год композицию начали перепевать на всех праздничных концертах. В 2005 году, например, свою версию выпустили "Иванушки International", что очень удивило Крылатова: песня ему казалось неплохой, но только в рамках фильма. Но потом стало ясно: зимняя сказка нужна всем. А как попасть в неё, если не на трёх белых конях?
Кирилл Туриченко, певец:
− Песня пропитана настоящей, классной атмосферой. Даже когда на улице плюсовая температура, ты включаешь "Три белых коня" − и тебя просто уносит куда-то с метелью. Люди слышат первые аккорды и всё − хоровод! Все встают с кресел и начинают танцевать.
Андрей Григорьев-Апполонов, певец:
− Ну и, конечно, спасибо большое аранжировщику: он сделал классную аранжировку. Мелодия получилась ещё более ударной, чем непосредственно в фильме.