Хит-просвет
Куда летят "Крылатые качели"?
Год 1979-й. Режиссёр Константин Бромберг работал над детским музыкальным фильмом "Приключения Электроника". За мелодиями Бромберг пошёл к композитору Евгению Крылатову. Однако тот не захотел браться за работу из-за названия, ведь если фильм про Электроника, то и музыка должна быть электронной. Но режиссёр дал карт-бланш: сочиняйте что хотите, лишь бы песни ушли в народ.
Себе в соавторы Крылатов взял друга, поэта Юрия Энтина. Тема школы Энтину нравилась. Он вспомнил, как подростком каждую весну пробирался в закрытый парк аттракционов и воображал себя летящим на каруселях. Это был отличный образ для главной песни фильма. Куплет получился сразу, а с припевом пришлось повозиться. Качели изначально были не крылатыми, а весёлыми, но строчки о них никак не ложились на музыку.
Евгений Крылатов, композитор:
– У него был очень многословный припев, а у меня по музыке получалось, что нужно мало слов. Мы уже записывали, а он сидел там на диванчике, придумывал.
Энтин предложил несколько вариантов, а потом разозлился: может, его другу Крылатову ещё и именная карусель нужна? Так и написал: "Крылатова качели летят, летят, летят". Шутка неожиданно прижилась. В итоге песня получилась точно такая, как хотел поэт: лёгкая и как будто взмывающая под музыку.
Юрий Энтин, поэт:
– Я когда-то работал с Сергеем Образцовым. Он мне сказал: "Вы должны написать стихи, вот как Пушкин писал". Я спросил: "Вы можете сформулировать, как писал Пушкин?" – "Он писал, как дышал, это должно быть дыхание". Я это очень хорошо запомнил. "Крылатые качели" – это дыхание!
Режиссёру "Приключений Электроника" песня совсем не понравилась. Работа над фильмом шла в суматохе, то и дело группа отставала от графика. Бромберг не успел посмотреть черновики Энтина и Крылатова, услышал песню уже в студии, когда переделывать что-либо было поздно, и схватился за голову. "Качели" показались ему нудными и старомодными.
Евгений Крылатов, композитор:
– Записали. Вдруг он говорит: "Песня – полная лажа". Я растерялся: боже мой, подвёл товарища. Расстроился жутко. Я говорю: "Её будут петь все хоровые коллективы!" – "Да ну эти хоровые коллективы! Мне надо, чтобы в ресторанах пели".
Её запели: и хоры, как предсказывал Крылатов, и в ресторанах, как хотел Бромберг. Сразу после премьеры на создателей фильма посыпались тонны писем. Одна половина – с признаниями таланта братьев Торсуевых, другая – со словами благодарности за песню про детство. Прошло 40 лет, а "Крылатые качели" по-прежнему летят на детских праздниках и в рок-коллективах.