Хит-просвет
Хит-просвет от мушкетёров
Год 1979-й. Советские поклонники Александра Дюма возликовали. На экраны вышла наша экранизация знаменитого романа о мушкетёрах.
Сегодня представить другого д'Артаньяна сложно, однако долгое время режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич видел в этой роли исключительно Александра Абдулова. Карты спутал композитор фильма Максим Дунаевский. Для Дунаевского это была первая крупная работа в кино, и он очень хотел, чтобы актёр был не просто поющим, а настоящим знатоком нотной грамоты.
Михаил Боярский, актёр:
– Мне предлагали всех подряд. Мол, какой-то волосатый в Петербурге есть. Пускай сыграет что-нибудь там. Волосатый: "Нет, не поеду". Вторая телеграмма с другим персонажем – нет. Потом, когда пришло предложение сыграть д’Артаньяна, мама сказала: "Вот теперь поезжай".
"Песню мушкетёров" Дунаевский написал специально для Боярского. Образ гасконца оказался настолько вдохновляющим, что на создание хита ушло всего несколько часов.
Максим Дунаевский, композитор:
– Мы собрались, и режиссёр сказал: "Ты знаешь, не хватает хита". Я написал всё очень быстро и подумал: "Вот оно!" Это было какое-то десятое чувство. Сыграл дома, сыграл друзьям. Все сказали: "Во!" А когда вся страна запела: "Пора-пора-порадуемся...", я понял, что стал знаменитым.
Удивительным было то, что люди познакомились с "Песней мушкетёров" задолго до премьеры. Случай беспрецедентный. А всё из-за внезапного ареста фильма. Когда все 3 серии уже были сняты, смонтированы и готовы к эфиру, на режиссёра вдруг подали в суд сценарист Марк Розовский и поэт Юрий Ряшенцев. Причиной стала внезапно появившаяся "Песня Миледи". Её добавили в сюжет экспромтом. Музыка у Дунаевского была, а текст буквально на ходу сочинил Вениамин Смехов.
Юрий Ряшенцев, поэт:
– Новая и ужасная, не побоюсь этого слова, "Песня Миледи". Нас возмутило то, что в титрах не было указано, кто написал эту песню. Получалось, что я автор этой графомании.
Поэт и сценарист просили указать этот нюанс в титрах, но режиссёр счёл просьбу неуместной, за что и получил повестку в суд. Целый год шли разбирательства. Фильм лежал на полке, а в барах и ресторанах вдруг начали заказывать "Пора-пора-порадуемся".
Борис Клюев, актёр:
– Это промышленный шпионаж! Меня это поражало, потому что пели все, а картина не шла. Когда я спрашивал, Юра Хилькевич темнил.
Максим Дунаевский, композитор:
– Так не положено, но тут, я думаю, сработала хитрость. Он дал просочиться этой песне, понимая, что она раскрутит фильм.
Так и вышло. Когда фильм всё же вышел, его мгновенно разобрали на цитаты. В каждом дворе мальчишки сражались на деревянных шпагах, а девизом всех подростков стало знаменитое "Один за всех и все за одного".
Михаил Боярский, актёр:
– Я артист многогранный, спору нет, но переплюнуть д’Артаньяна невозможно. Нужно с этим смириться. Дело не в том, что я сыграл там гениально. Просто интереснее персонажа, чем д'Артаньян, на земле нет, не было и не будет!