Крупным планом
Луи де Фюнес: "Я не стремился к славе, на меня её повесили насильно".
Родился 31 июля, склонен к лицемерию и к истерии, в детском саду кусал детей... Рождённый во Франции потомок древнего испанского рода был самым бестолковым в классе. За то, что на уроках он корчил гримасы и передразнивал учителей, Луи в итоге даже выгнали из школы.
"У меня был великий учитель – моя мать. Говорливая испанка, подверженная взрывам фантастического гнева и такого же хохота, причём без всякого перехода".
В семейной ювелирной лавке Фю-Фю, как его звали дома, помогал отцу-дальтонику отличить изумруд от рубина, а когда повзрослел, нанялся к жрицам любви. Нет-нет, Луи был пианистом и виртуозно играл джаз.
Он подрабатывал портным, разносчиком молока, а во время оккупации преподавал в школе сольфеджио. Мастер на все руки был незаменим на любой работе.
Школьная секретарша Жанна Августина де Мопассан, внучка знаменитого писателя, не заметила бы маленького испанца, не сядь он при ней за рояль. Музыка их связала на целых 40 лет, но когда они поженились, Луи признался Жанне в любви к кино.
"Я не стремился к славе, на меня её повесили насильно. Я бы спокойно жил на вторых ролях".
Окончив театральные курсы, он стал сниматься в кино и радовался, что в титрах его имя первое в списке второстепенных. У Луи подрастали сыновья, денег катастрофически не хватало, пока в 1944 году он наконец не получил главную роль. В жизни де Фюнеса это был 88-й по счёту фильм.
Когда его имя переместилось в начало титров, Луи стал стыдиться успеха. Для оправдания внезапной славы он тщательно работал над каждой шуткой и жестом, а после команды "мотор" приходил в такое возбуждение, что съёмочная группа стонала от смеха.
Луи не мог сниматься без жены на площадке (за это ей даже приплачивали). Всегда оставаясь в тени, Жанна была рядом: и когда он был статистом, и когда, став мировой известностью, сменил каморку на фамильный замок Ги де Мопассана.
"Актёрское искусство – это дар. Но одного дара мало".
Роль жандарма Крюшо и серия фильмов про Фантомаса принесли де Фюнесу фантастическую славу. Актёра ругали за однообразие и в то же время восхищались неутомимой фантазией. Он заставлял работать на себя даже тень.
Безжалостный к себе, он мог сниматься в 5 картинах в год, делать по 30 дублей и танцевать с пульсом 300 ударов в минуту.
На съёмочной площадке всё чаще дежурила машина реанимации, но и она не спасла его от двух инфарктов. Получив орден Почётного легиона и премию "Сезар", он отошёл от дел.
"В кино ходят, чтобы посмотреть, как исключительные люди совершают исключительные поступки исключительным образом".
Теперь он ловил рыбу, выращивал розы и делал подарки соседям на Рождество: велосипеды, телевизоры – в общем, всё, что им было не по карману.
Принято считать, что комики в жизни скучны, но Луи де Фюнес был весельчаком и любил людей. Когда актёра не стало, говорили, что он умер от любви к публике, перед которой выкладывался полностью, работая на износ. По-другому он просто не умел.