Крупным планом
Евгений Матвеев: "Неужели то, что я делал, уже никому не нужно?"
"Мой Бог, мой Учитель", − говорил Матвеев о Довженко. Когда деревенский парень приехал в Киев учиться на актёра, режиссёр оплатил его учёбу. Больно хорошо тот танцевал в перевязанных проволокой башмаках, чтобы не отвалилась подошва.
Началась война, Женю направили в Тюмень, в пехотное училище. Если бы вновь не вмешался Довженко, Матвеев мог бы стать военным. Но победило искусство.
Тюмень, Новосибирск, Москва. На сцену Малого театра он вышел в 30 лет, а в 33 появился на экранах кино. Фактурного, импульсивного актёра заметили. На роль Нагульнова в "Поднятой целине" его утвердил автор знаменитого романа Михаил Шолохов.
Светлана Матвеева, дочь Евгения Матвеева:
− В начале 1960-х годов были такие большие представления на стадионах. И папа тогда выезжал там на тачанке в костюме Нагульнова. Однажды весь стадион встал, лошади испугались и понесли, и его выкинуло из тачанки.
Роль одержимого революционера сделала актёра инвалидом и чуть не сломала ему карьеру. В больнице он обложился учебниками по режиссуре и вернулся в кино в другом качестве. Первой его режиссёрской работой стал фильм "Цыган".
Народный характер, гражданский пафос, тема войны были главными в фильмах Матвеева. И всё же особое место в них занимала женщина.
Очарованные им женщины были уверены: Матвеев грань дозволенного не перейдёт. Но однажды кинематографический дуэт чуть не разрушил дуэт семейный. Играть любовь с Вией Артмане в фильме "Родная кровь" не пришлось: чувства были такими сильными, что киноплёнка едва не плавилась. Но эта история осталась за кадром.
С мудрой Лидией Алексеевной они прожили долгую жизнь, вырастили детей, радовались внукам. Он получал призы на фестивалях и государственные награды, пока не оказался в числе опальных режиссёров, снимавших в застой. Перестроечный, Пятый съезд кинематографистов припомнил ему конъюнктурные фильмы, близость к руководству и даже роль Брежнева в кино.
"Неужели то, что я делал, уже никому не нужно?" − задумался Матвеев и, чтобы разобраться в себе, сел писать мемуары, соизмеряя собственную жизнь с Библией. Беспощадно, честно, размашисто, словом по-матвеевски.
"Любить по-русски" − так он назвал трилогию, снятую на народные деньги. Для съёмок первой картины режиссёр обратился за помощью к зрителям. На второй и третий фильмы люди отправляли деньги сами.
Быть может, кто-то назовёт режиссуру Евгения Матвеева старомодной, наивной, а кто-то оценит её сердечность и чистоту. Небывалый случай: после показа его картин люди становились перед ним на колени и благодарно кланялись − за сказку, за мечту и за любовь по-русски.