Крупным планом
Сергей Бондарчук: "В кино великих не бывает. Сегодня твоё искусство – вершина, завтра – низина"
Когда непоседливый Сергей решил стать артистом, учителя не удивились. Такой же буйной Нонне Мордюковой, учившейся с ним в одной школе, директор грозил: "Будешь как Бондарчук". И будто напророчил: оба стали актёрами.
"В искусстве, как в жизни, люди должны объединяться в добре, иначе не миновать войны".
Выпускника Ростовского театрального училища распределили в Грозный. Оттуда всего через полгода он ушёл воевать.
Карен Шахназаров, режиссёр:
– Он что-то знал такое о войне, что и не надо говорить, но он это показывал в своих фильмах.
С фронта, прямо в шинели, он пришёл во ВГИК. Заглянув в жгучие глаза солдата, Сергей Герасимов принял его сразу на 3-й курс и дал роль в кино.
Съёмки в "Молодой гвардии" сблизили Бондарчука с Инной Макаровой. Они поженились, и в квартире, полученной вместе со Сталинской премией, родилась Наталья, будущая актриса.
"Кинематограф – не пирожное, а хлеб, необходимый людям".
Режиссёр Александр Довженко, узнав, что Сергею дали роль Тараса Шевченко, посмеялся: "Не похож. Це буде из малой тучи большой дождь".
"Вот – народный артист!" – сказал, посмотрев картину, Сталин. 26-летний Сергей Бондарчук стал народным артистом СССР и очень скоро – самым молодым режиссёром "Мосфильма".
Фильм "Судьба человека" принёс ему мировую славу, раздражение коллег и уважение властей.
Карен Шахназаров, режиссёр:
– Я думаю, все чиновники просто его побаивались в глубине души. Если он чуть-чуть повышал голос, это было уже как землетрясение.
"Я занимался не "киношкой", а кинематографом, в основе которого – большая литература".
"Отелло" изменил его судьбу. На съёмках он влюбился в Дездемону. Шекспировские страсти начались и в жизни. Прожив 12 лет с Инной Макаровой, Сергей Бондарчук ушёл к Ирине Скобцевой, ставшей музой в кино и мамой Алёны и Фёдора.
Фёдор Бондарчук, режиссёр, сын Сергея Бондарчука:
– Я, конечно, понимал, что он очень большой мужчина. Что-то не так, как у всех. Это и клубы дыма в его кабинете, и то, что детям нужно было стучаться, чтобы войти к нему в кабинет или в спальню – на его территорию.
"Своей территорией" Сергей Бондарчук считал русскую литературу. 10 лет он изучал роман "Война и мир" Толстого, вникал в эпоху, рисовал эскизы, пока наконец не приступил к невиданному по размаху фильму.
Целую деревню построили под Смоленском, чтобы на съёмках её сжечь. Рота водоснабжения, конная и сапёрная части – тысячи солдат были в распоряжении режиссёра, который вдобавок сам снимался в картине. Титанический труд закончился клинической смертью и премией "Оскар", первой в отечественном кинематографе.
"В кино великих не бывает. Сегодня твоё искусство – вершина, завтра – низина".
Он много ездил за границу, не знал запретов и был свободным в несвободной стране. Его авторитет рухнул после перестройки в один день, на V съезде Союза кинематографистов. Сергея Бондарчука назвали символом застоя и вычеркнули из руководства Союза.
В юности Бондарчуку нагадали, что он переживёт небывалый взлёт, умолчав, что падение будет внезапным. Но это не было поражением – просто пришло время другого кино.