Крупным планом
Ростислав Плятт: "Почему-то не идёт роль – мир чёрен, жизнь безнадёжна. Роль пошла – небо голубое, люди вокруг прелестны!"
Получая паспорт, он изменил отчество с "Иванович" на "Янович" и добавил ещё одну "т" в фамилии. Так будет ярче на афишах, не сомневался будущий актёр. Юношу не приняли во МХАТ, но он познакомился с Юрием Завадским, у которого была своя студия. Та, что стала потом Театром имени Моссовета. Больше они не расставались никогда.
"На мой взгляд, это творческое счастье не прожить всю творческую жизнь в единой вере с мастером, которого ты понимаешь с полуслова и который тебя знает".
Плятт так любил гримироваться, что даже получил прозвище "брат Грим". В разных образах артист гулял по городу и заводил беседы с прохожими. Шутками, которые потом называли "плятскими", он обходил лишь своего наставника. Наш герой был без памяти влюблён в его жену, актрису Веру Марецкую.
Когда Марецкая развелась с Завадским, Плятт тут же занял его место, несмотря на то что был женат. Предложение руки она отвергла, но связь их длилась долгие годы на глазах у всего театра и супруги, актрисы Нины Бутовой. Никто не понимал, да и сам он тоже, как уместились в его сердце сразу две женщины…
Ещё до войны на съёмках фильма "Подкидыш" Плятт подружился с Фаиной Раневской. С тех пор острая на язык Фуфа берегла любимого партнёра от колкостей. Актёры много снимались вместе и служили в одном театре. На спектакле "Дальше – тишина...", в котором они играли пожилых супругов, зрители просто рыдали.
По-настоящему сложной стала роль в "Семнадцати мгновениях весны". Узнав, что пастор Шлаг ходит на лыжах, актёр гарантировал максимум 5 шагов. К ужасу киногруппы он сдержал слово и рухнул в снег. Сцену спасла историческая фраза, которую придумала режиссёр Татьяна Лиознова: "У Штирлица защемило сердце. Он увидел, что пастор совсем не умеет ходить на лыжах".
"Почему-то не идёт роль – мир чёрен, жизнь безнадёжна. Роль пошла – небо голубое, люди вокруг прелестны!"
В 70 лет Плятт остался один. Нина и Вера умерли в один год. Он снова женился и получил то, чего у него никогда не было, – взаимную любовь. Людмилу он увёл у своего друга, но даже муки совести не смогли испортить вкус к жизни. Он прожил длинную жизнь актёра, собирающего аншлаги, мужчины, чьё сердце всегда любило, и человека, несущего людям счастье. Таким был Ростислав Плятт.