Хит-просвет
"Чёрный кот"
1963 год, Москва. Поэт Михаил Танич спешит в гости к другу – композитору Юрию Саульскому. Приятели сидят до позднего вечера: один на ходу придумывает рифмы, другой наигрывает мелодии. Уже сильно за полночь Танич решает, что пора домой, но находит в кармане куртки клочок бумаги. Это его недавнее стихотворение "Чёрный кот". Ради этих строк он и пришёл к Саульскому. Прочитав их, композитор поспешил за рояль.
Татьяна Саульская, вдова Юрия Саульского:
– Эта песня появилась буквально через полчаса. Он её как услышал, так сразу сел и наиграл, а потом записал.
Композицию в стиле твист Саульский предложил исполнить Тамаре Миансаровой. Артистка славилась "зарубежной" манерой вокала, и музыкант считал, что именно это и нужно "Чёрному коту". График исполнительницы был настолько плотным, что записывать песню пришлось в перерывах между концертами. С готовой пластинкой Саульский поспешил к главному редактору музыкального радио, и тот пришёл в восторг.
Татьяна Саульская, вдова Юрия Саульского:
– Он сказал: "Ну всё, Юр, пошли в ресторан – это шлягер!" То есть ещё не исполненная она уже была людьми понимающими воспринята как шлягер.
Композиция моментально принесла Таничу и Саульскому всесоюзную славу. "Чёрный кот" поселился в каждом доме.
Валерий Сюткин, заслуженный артист России:
– Я услышал "Чёрного кота" в исполнении Тамары Миансаровой из репродуктора на катке на Чистых прудах, когда мне было лет пять-шесть.
Вскоре "Чёрного кота" заметили за рубежом: хит пели на немецком и польском языках. Песня стала почти народной, но мистические несчастья, которые предвещает чёрный кот, не обошли авторов стороной. Союз композиторов обвинил Саульского в плагиате – мелодия подозрительно походила на композицию джазового музыканта Артура Блэйки. Ещё больше досталось Таничу: чиновники находили в его стихах скрытый смысл.
Валерий Сюткин, заслуженный артист России:
– Чёрный кот, да на что вы намекаете? Кто такой чёрный катуй? Студент из Эфиопии, что ли? Не любили советские редакторы и отвечающие за идеологию такую двусмысленность песни. Но она победила.
Песня не теряла популярности ещё много лет. В начале 1990-х "Чёрный кот" отлично прижился в репертуаре группы "Браво".
Валерий Сюткин, заслуженный артист России:
– Песня перешла ко мне по наследству от Жанны Агузаровой. У меня было такое ощущение, что ничего себе – песня 1963-1964 года, а на дворе 1990-е. Ей же столько лет, а она всё звучит!
В 1995 году Валерий Сюткин покинул "Браво", но песню из 1960-х забрал с собой. И вопреки поверьям, певец до сих пор считает: чёрный кот приносит успех.