Меню

Москва 5:38 27 июля 2024

Хит-просвет

Хит-просвет от "Кавказской пленницы"

За что Гайдай вручал призы съёмочной группе? Какие куплеты из песни пришлось вырезать? Услышим композицию "Если б я был султан" в рубрике "Хит-просвет".

1966 год. Алушта. Леонид Гайдай не спал почти всю ночь. Он переживает, что в сценарии "Кавказской пленницы" мало смешных моментов. Утром режиссёр собирает съёмочную группу и объявляет о призовом фонде: за каждую удачную шутку он будет вручать по бутылке шампанского.

Это предложение особенно понравилось Юрию Никулину. Он просто фонтанировал идеями. Например, придумал эпизод с почёсыванием ноги и огромным шприцем, который воткнули в Бывалого. Не остался в стороне и когда стали сочинять песню про султана и его трёх жен. Артист прекрасно играл на гитаре, любил экспериментировать с рифмой и заразил съёмочную группу энтузиазмом. Будущий хит придумывали по строчке хором.

Текст получился лёгким и в то же время остроумным, так что поэту Леониду Дербенёву и композитору Александру Зацепину оставалось совсем немного, чтобы представить коллегам готовый шлягер.

Александр Зацепин, народный артист РФ, композитор:

– Были композиторы, не буду указывать их фамилии, которые говорили: "Мне предложили фильм, халтурку". Для меня же это не халтурка, а кусок жизни. И Дербенёв тоже не мог сделать плохо.

Гайдай остался доволен. Композицию исполнил Никулин, но после монтажа судьба двух куплетов оказалась под вопросом.

Разрешит мне жена каждая по сто,

Итого триста грамм – это кое-что!

Но когда на бровях прихожу домой,

Мне скандал предстоит с каждою женой!

В тексте цензоры услышали пропаганду алкоголя, поэтому из комедии эту часть пришлось вырезать. В другом куплете не понравились слова о незавидной доле супруг многожёнца: "Зульфия мой халат гладит у доски, шьёт Гюли, а Фатьма штопает носки". Отрывок разрешили оставить только фоном.

Леонид Гайдай болезненно относился к правкам, но большую часть композиции удалось отстоять. После выхода фильма напевать о султане стали повсюду.

Александр Зацепин, народный артист РФ, композитор:

– Её сразу же играли в ресторанах по всему Советскому Союзу и даже в кинотеатрах (раньше оркестрики были маленькие в кинотетрах). И по радио её крутили, как реклама она была шикарная.

Дербенёва поздравляли с удачной песней, но он считал свой вклад очень скромным, поэтому спустя полтора года отказался от авторских прав.

Прошло больше полувека, а песня до сих пор живёт. Хоть тема многожёнства по-прежнему не приветствуется, но мечтать о личном гареме не запрещается. Неудивительно, что известный любвеобильностью Сергей Шнуров, поздравляя маэстро Зацепина с 95-м днём рождения, тоже не отказал себе в этом удовольствии.



Смотрите также

Субботний Рамблер