Крупным планом
Евгений Мартынов: человек, сочинявший только хиты
В 1972 году на перрон столичного вокзала сошёл 25-летний мужчина с одним портфелем. В нём лежали нотные листы с песнями собственного сочинения. Приезжего из Донецкой области звали Евгений Мартынов. Сын фронтовика, создавшего свой оркестр, тоже посвятил себя музыке – окончил училище, преподавал, пел на танцплощадках. Пока его не услышал приехавший на гастроли земляк Иосиф Кобзон.
Иосиф Кобзон, народный артист СССР:
– Он волновался, когда пел песни. Я ему сказал: "Приезжайте в Москву, вам нужно познакомиться с хорошими поэтами".
По рекомендации Кобзона Мартынова прослушали в Союзконцерте и снова посадили в поезд. С группой творческой молодёжи Мартынова отправили на БАМ. Несмотря на отсутствие гонорара, он был доволен – программу удалось откатать в прямом смысле. Первый триумф ждал его в Минске. На Всесоюзном конкурсе песен он исполнил "Балладу о матери" собственного сочинения.
Юрий Мартынов, композитор, брат Евгения Мартынова:
– Прибежали соседи: "Дааа, вот это Женька дал! И не просто там какую-то песню!" Помню, как сосед говорил "спетую". "Что спетую? Спетую песню и я пою, когда выпью. А он спел неспетую песню!"
Молодой композитор сочинял только хиты, которые тут же подхватывал народ. Купить пластинку Мартынова было удачей – его песни знали наизусть.
Весёлый, смешливый Евгений легко отзывался на шутку и быстро обзавёлся друзьями. Гулял размашисто, занимал даже едва знакомым людям. Благодаря авторским отчислениям деньги полились рекой. С ночёвками на вокзале было покончено – появилось собственное жильё, но большую часть гонораров он отправлял родителям.
Он объездил весь мир. Песни Мартынова запели Шарль Азнавур и Карел Готт, а его мелодии зазвучали в исполнении лучших зарубежных оркестров. Но слава, которая обрушилась на него, нравилась не всем. Однажды после выхода на бис к нему подошёл сам Никита Богословский и потребовал "прекратить безобразие".
Андрей Дементьев, поэт:
– Конечно, ему завидовали и иногда создавали всякие препятствия – всё было. Но всё зависит ещё от того, как человек это воспринимает. Женя был ранимый, на него всё действовало.
Спустя 12 лет после приезда в Москву его всё же приняли в Союз композиторов. Деваться было некуда – не только поклонники, но и мировые звёзды считали Мартынова лицом советской эстрады.
Андрей Дементьев, поэт:
– Это был человек света. Вся его музыка – это поток света, который шёл на миллионы слушателей, его поклонников.
Он женился по огромной любви, стал отцом и щедро делился своим счастьем в музыке. Но наступили лихие времена: в конце 1980-х романтическим песням Мартынова не оказалось места в эфире. Лирический певец растерянно замолчал. Вчерашний баловень судьбы оказался не готов к борьбе за место под солнцем, сердце музыканта остановилось в 42 года. Ему казалось, его песни забудут и больше никогда не прозвучат. Но время показало, что это не так.