Век "Мосфильма"
"Мэри Поппинс, до свидания"
В 1983 году на территории "Мосфильма" появилась новая улица – Вишнёвая. Городок в английском стиле был построен для фильма Леонида Квинихидзе "Мэри Поппинс, до свидания". В мосфильмовском парке поставили карусель и понтон со статуей. Этот парк – одна из главных достопримечательностей студии: зимой – место для прогулок, осенью – для сбора яблок и круглогодично – для съёмок кинокартин.
Ещё до начала съёмок в самой большой оркестровой студии была записана вся музыка для фильма. Руководил процессом композитор Максим Дунаевский.
Максим Дунаевский, композитор, народный артист РФ:
– В этой студии очень много работ было сделано. Здесь писались и вокалисты, и хор, и оркестр. В микшерской было и есть сведение, здесь делают перезапись, словом, здесь вся музыкальная жизнь.
Я всегда контролирую процесс из микшерской, потому что я должен слышать всё. Дирижёр несчастный – он не всё слышит, а должен. Оркестр очень большой. Например, барабанщик сидит за перегородочкой. Или в кабину за стеклом сажают духовую группу, чтобы она не грохала. Ударные инструменты дирижёр может слышать только в наушниках. Дирижёр, особенно в кино, не просто дирижёр. Это человек, в руках которого все нити.
Для пения за Мэри Поппинс" я искал новую Барбару Стрейзанд. И просто сбился с ног. Барабанщик, который играл в оркестре, предложил мне свою жену. Ей было всего 25 лет, и когда она спела, то все просто мгновенно остолбенели – это и есть Мэри Поппинс.
Голос певицы Татьяны Ворониной записывали под исполнительницу главной роли Анастасию Вертинскую. Именно она должна была играть Мэри Поппинс. Но не сложилось: услышав песни, она заявила, что не согласна с таким образом героини. И режиссёр принял решение менять не песни, а саму актрису. Так появилась Наталья Андрейченко. Все музыкальные партии ей были хорошо знакомы: на тот момент она была женой композитора Дунаевского.
Максим Дунаевский, композитор, народный артист РФ:
– Актриса поменялась, но певица осталась та же. Всё уже было записано под средне-высокий голос Вертинской. У Андрейченко голос низкий, причём контральто. И это была большая проблема. И актриса совершила подвиг – она в фильме изменила свой голос, повысив его.
Ещё одним испытанием для Андрейченко было требование режиссёра похудеть. Актриса села на жёсткую диету и через две недели, как Мэри Поппинс, могла улететь от дуновения ветра. В Доме костюма на "Мосфильме" сохранились её платья 42 размера.
Алла Оленева, заместитель начальника Дома костюма и реквизита киноконцерна "Мосфильм":
– Для Мэри Поппинс сделаны костюмчики в английском стиле. Интересно, что платье является базовым. При помощи различных декоративных элементов оно приобретало совершенно разные виды: менялись воротнички, галстучек, фартук.
Невозможно не узнать и костюм мисс Эндрю в исполнении совершенно замечательного Олега Табакова. Такая великолепная дама получилась! Для того чтобы в кино мужчину превратить в женщину, есть некоторые хитрости. Раньше в пошивочном при помощи ваты и марли изготавливали разные толщинки. Так можно было сделать грудь, бёдра, животик. Всё это надевалось на человека, плотно затягивалось, чтобы плотно облегало фигуру, и на это уже надевался костюм.