По кадрам
"Покровские ворота"
Фильм, против которого были все – от начальства студии до худсовета. Лишь спустя годы сопротивления картину "Покровские ворота" зритель увидел в том варианте, в каком её задумывал режиссёр. Разберём по кадрам, что творилось на съёмочной площадке.
"Покровские ворота" – советский двухсерийный телефильм 1982 года. Режиссёр – Михаил Козаков. Сценарий основан на одноимённой пьесе Леонида Зорина.
Михаил Козаков не устраивал большой кастинг, режиссёр прекрасно знал, кого ищет. Но на роль Костика не подходил ни один претендент, хотя авторы отсмотрели 19 актёров. Олега Меньшикова заметила жена Михаила Козакова, пока смотрела телевизор. После кинопроб стало ясно – главный герой найден. Доволен был не только режиссёр, но и автор пьесы, Леонид Зорин, который написал Костика с юного себя.
Когда все актёры были утверждены, режиссёр выдохнул с облегчением. Как оказалось, зря. Несмотря на то что в картине снялись и мэтры, и молодые таланты, на площадке Козаков буквально не успевал присесть. Он проигрывал за каждого героя все диалоги, показывал жесты и интонации, которые исполнители должны были повторить. Анатолий Равикович выступал против такого подхода. Он видел персонажа иначе, нежели режиссёр, и отстаивал свою позицию. Из-за разногласий атмосфера на площадке стала напряжённой.
Михаил Козаков терял самообладание: актёры не умели ни играть в шахматы, ни кататься на коньках, ни танцевать. Подводили и другие члены съёмочной группы. После проявки плёнки обнаружилось, что уличная сцена возле цирка сильно засвечена. Фрагмент удалось записать заново. Но на монтаже Михаила Михайловича ждало разочарование – снова брак, по той же причине. Снимать в третий раз не стали, сцену собрали из того, что было.
Впервые фильм показали в феврале 1983-го, но уже в сокращённом варианте. Авторам пришлось убрать немецкие фразы, ведь они "порочили честь советского солдата". Фурора картина не произвела и практически сразу попала на полку из-за Елены Кореневой, сыгравшей Людочку. Актриса вышла замуж за иностранца и переехала в другую страну. Фильм перестали показывать. Вспомнили о нём через пару лет, когда к власти пришёл Михаил Горбачёв. Однако и тут "Покровские ворота" не прошли цензуру: началась эпоха сухого закона, и Михаилу Козакову пришлось вырезать все фрагменты, связанные с выпивкой. Лишь к концу перестройки удалённые сцены вернулись в картину. И многие из них разошлись на цитаты.