Меню

Москва 0:10 24 ноября 2024

Век "Мосфильма"

"Вечный зов"

Прибавить актёру 60 лет бородой, париками и усами и омолодить – баней и йогой. Истории со съёмок советского сериала "Вечный зов" – в рубрике "Век "Мосфильма".

В 1973 году на "Мосфильме" начались съёмки самого масштабного в советском кино многосерийного фильма "Вечный зов". Герои этой картины за 19 серий прожили 60-летний период. Три войны, революция, коллективизация – все самые тяжёлые для нашей страны времена. На глазах у зрителей персонажи взрослели, старели, некоторые умирали. Гибель своих героев актёры воспринимали как личную трагедию. Для каждого из них это была не просто роль, а сама жизнь.

Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":

– Фильм снимался 11 лет. В группе его называли "Вечный стон", потому что можно было детей уже вырастить за это время.

Перечислить всех артистов, снимавшихся в "Вечном зове", невозможно – их сотни. Режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков пробовали как самых именитых, так и совсем неизвестных актёров. Учитывая специфику фильма, фотопробы снимали в двух вариантах: в молодом и возрастном гриме.

Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":

– Например, Вадим Спиридонов очень хотел сняться в этом фильме. И когда его пригласили, он специально сам себя омолаживал с помощью йоги, бани.

Пётр Горшенин, художник по гриму и пластическим спецэффектам:

– Задача для гримёров стояла архисложная. Ведь нужно было практически через 60 лет событий провести всех актёров. Я считаю, что работа гримёров, которые работали на "Вечном зове", уникальная.

Прибавить несколько десятков лет на экране –  задача непростая, тем более, если персонажей много. Десятки париков, бород, бровей и усов было изготовлено постижёрами Мосфильма. Мастера этой редкой сегодня профессии всё делали вручную, буквально волосок к волоску.

Пётр Горшенин, художник по гриму и пластическим спецэффектам:

– Берётся волосик, размещается на сеточке, делается узелок. Подбор волос – отдельное искусство, потому что где-то седенькие, где-то рыженькие, где-то чёрненькие. Это даёт ощущение натуральности. Обычно художники по гриму используют и натуральные волосы, и синтетические, и сарлык. Сарлык – это волос буйвола. Он подходит для бород. Я вам раскрою секрет. В основном этой профессией занимаются женщины, и они все примеряют на себе. Есть такое негласное поверье: если женщине борода идёт, то мужчине тем более это будет идти.

Что касается грима, то у человека есть мешочки под глазами, морщины на лбу, пигментные пятна. Надо дать возрастной усталости в глаза. Вот из таких микронюансов и состоит мастерство художника по гриму.

В 1983 году вышла последняя, 19 серия, "Вечного зова". 10 лет миллионы зрителей следили за судьбами героев, забывая, что кино – это иллюзия, за которой стоит огромный труд людей, умеющих превращать вымысел в реальность.



Смотрите также

Субботний Рамблер