Век "Мосфильма"
"Афоня"
Сценарий знаменитого "Афони" Александр Бородянский написал в то время, когда сам ещё работал штукатуром-маляром. Это была смешная и в то же время грустная история с длинным названием: "Про Борщёва, слесаря-сантехника ЖЭКа №2". Главную роль Бородянский писал под актёра Борислава Брондукова. Но план изменился с появлением режиссёра Георгия Данелии. Название фильма сократилось до "Афони", а в главной роли стали снимать Леонида Куравлёва.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Главного героя искали очень долго. Уже начался подготовительный период и даже съёмочный, а Куравлёва ещё не нашли. У нас есть фотопробы, в них много Афонь и все такие удивительные! Даже никогда не подумаешь насколько. Например, Иван Бортник, Владимир Носик, Георгий Бурков, Владимир Меньшов, Николай Караченцов, Борислав Брондуков.
Брондукову досталась в фильме хоть и не главная роль, зато одна из самых ярких. Его Федул получился настолько достоверным, что актёра часто не пускали на съёмочную площадку. В создании таких ярких образов большую роль играет художник по костюмам. Его работа начинается задолго до утверждения актёров.
Елена Богатырёва, художник-постановщик по костюмам:
– Все были уверены, что у нас будет сниматься Ваня Бортник. Поэтому я сделала соответствующий эскиз. У него такой приблатнённый прикид, облик. А Куравлёв – совершенно другая история, он мягкий.
Актрис – от студентки Евгении Симоновой до женского ансамбля – Георгий Данелия выбирал с особой тщательностью. Неподражаемый коллектив выступал в ресторанах, но с другим репертуаром. Песня про милого была написана специально для фильма.
Елена Богатырёва, художник-постановщик по костюмам:
– В доме костюма сохранилось платье Нины Руслановой. У актрисы всего одна сцена в нём. Какая судьба этой женщины? Она старше его и потратила на него жизнь. И более нелепого вида у неё не могло быть. Но она в своё появление вложила всё. Даже длина у платья такая, которая ей совершенно не идёт. Я раздобыла его в Химках, в доме моделей. Я каким-то совершенно непонятным чутьём на нервной почве купила это платье, а оно очень хорошо на неё легло.
Пышногрудую девушку на танцах сыграла актриса Татьяна Распутина. Её выразительные формы – обманка, придуманная режиссёром и художником по костюмам.
Елена Богатырёва, художник-постановщик по костюмам:
– Дело в том, что мы долго искали, из чего делается эта грудь. Важно было не набить ватой пустой лифчик, она должна быть живой, а там она живая. И поэтому я придумала, что положить туда резиновые изделия, которые производили на фабрике, где делали галоши. Не буду называть, до сих пор есть вещи, которые я очень не люблю произносить вслух. Резиновые изделия лопнули. В итоге я смешала манку и пшено. Там даже больше манки, она же лёгкая. И вот с манкой у меня этот номер прошёл.
В 1975 году фильм стал лидером проката. С тех пор он считается незабвенный советской классикой, а Афоня – любимым героем. Это всегда удивляло Куравлёва: "Как же так, пьяница и дебошир, а всем нравится?!"