Век "Мосфильма"
"Свой среди чужих, чужой среди своих"
В 1974 году на экраны вышла дебютная картина Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих". Это первый фильм о Гражданской войне, снятый в любимом жанре режиссёра "вестерн", в Советском Союзе его называли "истерн". Во время подготовки к съёмкам Михалкову пришла повестка из военкомата. Чтобы не останавливать процесс, руководство "Мосфильма" обратилось с письмом к министру обороны Андрею Гречко с просьбой отсрочить призыв молодого режиссёра в армию.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– В ответ пришлого письмо от генерального штаба: "Михалкову 21 октября 1972 года исполняется 27 лет. Таким образом, предоставление ему отсрочки от призыва на один год будет являться нарушением закона СССР". То есть его призвали.
Съёмки фильма начались уже после службы Михалкова. В то время дебютанты работали под пристальным вниманием киношного руководства, поэтому группа решила искать натуру подальше от их всевидящего ока. Самой подходящей для съёмок оказалась Чечня: реки, леса, горы и местное население, которое принимало активное участие в съёмках. Массовку разбили на две группы: те, кто грабит, и те, кого грабят. Чеченцы соглашались играть только грабителей. Без происшествий не обошлось.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Есть даже есть документ о том, что была украдена тачанка: "На киносъёмках в городе Грозном была украдена тачанка стоимостью 161 рубль 32 копейки, принадлежавшая цеху подготовки съёмок". Кража произошла по вине директора кинокартины, который не обеспечил охрану указанной тачанки. С директора и реквизитора было вычтено по трети должностного оклада.
В команде молодых, тогда ещё неизвестных актёров был один уже опытный "персонаж" – роскошный роллс-ройс. К тому моменту этот уникальный автомобиль снялся в нескольких фильмах, в том числе в знаменитых "Неуловимых мстителях".
Владимир Разин, руководитель автотраспортного цеха киноконцерна "Мосфильм":
– По исследованиям Политехнического музея, возможно, именно этот роллс-ройс есть на фотографии 1930 года, где Иосиф Виссарионович выходит из Большого театра. Из пяти роллс-ройсов, которые пришли в Советский Союз, были только два с откидными сиденьями. А Сталин ездил лишь на откидных сиденьях, это было его любимое место. Колёса, правда, у машины современные и диски переваренные.
В мосфильмовском парке ретроавтомобилей более сотни уникальных машин – от советских "ЗИСов" и "ГАЗов" до "Бьюика" и "Паккарда". Военные, пожарные, грузовые, автобусы и мотоциклы. У каждого из них своя история не только в кино, но и в жизни. Вся техника и сегодня на ходу, готова к новым актёрским подвигам.
Владимир Разин, руководитель автотраспортного цеха киноконцерна "Мосфильм":
– За культовым автобусом "ЗИС-8" у нас закрепилось прозвище "шараповский". Есть и "Студебеккер" тоже из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссёр картины Станислав Говорухин долго ждал реплику, но её никак не привозили, и в сцене с арестом Фокса было решено топить именно этот "Студебеккер". Потом на машине пришлось срочно менять мотор.
В фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих" начала зарождаться команда Михалкова. С ней он потом работал почти во всех своих картинах. Режиссёр был уверен, каждый из них в своём деле станет звездой. Так и получилось. А этот фильм оказался стартовой площадкой для будущих творческих побед.