По кадрам
"Москва слезам не верит"
"Москва слезам не верит" – уникальная история, которую высоко оценили не только советские зрители, но и члены Американской академии кинематографических искусств. Что было до премии "Оскар" и как проходила подготовка к съёмкам, разберём по кадрам.
"Москва слезам не верит" – советский мелодраматический фильм 1979 года. Режиссёр – Владимир Меньшов. В прокате картину посмотрели около 90 миллионов зрителей. В 1981 году ленту удостоили премии "Оскар".
Изначально сценарий не произвёл на Меньшова впечатления. Его мнение изменила сцена, в которой молодая Катерина в слезах заводит будильник, а в момент пробуждения героиня уже на 20 лет старше. Режиссёр даже думал, что пропустил несколько страниц, но затем понял, что это сценарный ход. Момент очень вдохновил Меньшова, и он начал активно перерабатывать текст сам: придумал персонажей. В итоге вместо 60 страниц история занимала уже 90.
В главной женской роли режиссёр видел Маргариту Терехову или Ирину Купченко. Но обе актрисы были заняты в других проектах и отказались от участия в картине. После этого Меньшов решил попробовать в качестве Тихомировой свою любимую жену Веру Алентову, которая и исполнила Катерину в фильме.
Поиск актёра на главную мужскую роль был сложнее. Пробы проходил Виталий Соломин, однако авторам фильма он в образе слесаря из НИИ не понравился. То же произошло и с Игорем Охлупиным. Когда Владимир Меньшов увидел в кадре Алексея Баталова – все сомнения улетучились. Режиссёр был вне себя от счастья: "тот самый" Гоша нашёлся!
После завершения съёмок казалось, что выходу фильма уже ничто не может помешать. Однако кинокритикам, которые отсматривали ленту первыми, многое не понравилось. Особенно смутили "откровенные" сцены, без которых, по их мнению, можно было и обойтись. Картина уже практически потеряла шансы на показ в кинотеатрах, но её неожиданно спас Леонид Брежнев. Он был приятно удивлён историей провинциалки, которая ищет своё место в столице, и разрешил прокат.
"Москва слезам не верит" победила в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" на "Оскаре" 1981 года, обойдя работы Акиры Куросавы и Франсуа Трюффо. Соперничать с такими мастерами Меньшову казалось абсолютно невозможным, в собственный успех он не верил. На премию попасть не удалось, трансляции не было, и о полученной статуэтке режиссёр узнал лишь на следующий день – 1 апреля. Поэтому сначала поздравления он воспринимал как шутку.