Век "Мосфильма"
"Джентльмены удачи"
Многие до сих пор уверены, что фильм "Джентльмены удачи" снял Георгий Данелия. На самом деле режиссёром был его друг Александр Серый. Так получилось, что жизнь этого человека во многом соответствовала его фамилии, если не сказать, что была совсем чёрной. Ещё не окончив институт, Серый получил тюремный срок. И когда вышел на свободу, Данелия решил помочь другу. Вместе с Викторией Токаревой он написал сценарий под названием "Рецидивисты" и уговорил руководство студии дать возможность снять фильм Александру Серому.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Есть даже письмо Данелии: "Обязуюсь при подготовке фильма по этому сценарию активно помогать режиссёру на всех этапах производства в качестве художественного руководителя. Я беру на себя полную ответственность за производственное осуществление и идейно-художественное качество фильма".
Сценарий был написан под Евгения Леонова, Юрия Никулина, Савелия Крамарова, Андрея Миронова и Ролана Быкова. Но худсовет внёс свои коррективы в этот список комедийных актёров. Из архивных документов "Мосфильма" следует, что немало дискуссий вызвал ещё один важный "персонаж" фильма – шлем Александра Македонского.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Есть протокол художественного совета, который смотрел ещё не смонтированный материал. И там обратили внимание, что шлем слишком бутафорский. И нужен настоящий с деталями, чтобы было понятно, ради чего это всё затеялось.
Елена Морозова, руководитель музея киноконцерна "Мосфильм":
– Шлем на самом деле сделан из латунной каски пожарного. После того как мы её подреставрировали, мы иногда даже смеёмся, что это не уже 5, а 6 килограммов чистого золота. На самом деле для съёмок было сделано три шлема. Два из них съёмочная группа забрала на сувениры, а третий вернули на киностудию как реквизит. Но поскольку никто не думал, что этот фильм станет любимейшим фильмом зрителя, то шлем за ненадобностью просто убрали и благополучно забыли про него. И только после того как Дом костюма и реквизита переезжал из старого здания в новое, пришлось всё разбирать. Тогда и обнаружили, что шлем все эти годы, оказывается, хранился у нас на киностудии.
"Джентльмены удачи", с точки зрения актёрского состава, фильм мужской, поэтому для художника по костюмам Валентина Перелётова главным было придумать именно мужские образы. Тюремные робы, тельняшки, шубы из волка – в 1970-е годы они были в моде. И даже костюмы бабушек мужского размера. Лучом света в этом мужском царстве была дочь профессора Мальцева в исполнении Натальи Фатеевой.
Алла Оленева, замначальника Дома костюма и реквизита киноконцерна "Мосфильм":
– Художник придумал особенную декоративную отделку. На ленточке краской расписан чёрненький пунктир, который чем-то напоминает киноплёнку. А вот мех на курточке героини Фатеевой натуральный – крашеный песец.
В декабре 1971 года во многих кинотеатрах Советского Союза устраивали ночные показы "Джентльменов удачи". И дело было не в запрете на фильм, а в том, что желающих посмотреть комедию слишком много – дневных сеансов просто не хватало.