Век "Мосфильма"
"Я шагаю по Москве"
В апреле 1964 года в Москве состоялась премьера фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве". Те, кому посчастливилось на неё попасть, сошлись в одном: фильм вроде бы ни о чём, но очень понравился. На самом деле в этом лёгком "ни о чём" было главное – атмосфера времени, обаяние молодости, красота Москвы и вера в то, что "бывает всё на свете хорошо".
Станислав Дединский, историк кино:
– Фильм "Я шагаю по Москве" снимался на станции метро "Университет" потому, что она была конечной, здесь было тихо, спокойно можно снимать в ночное время, когда никого нет. Удивительно то, что за 60 лет она практически не изменилась, даже резонанс этих зеркал помнит звук, голос Никиты Михалкова.
Сценарий Геннадия Шпаликова прошёл большой путь редактуры. Его первый вариант под названием "Верзилы" рассказывал о подростках 16-17 лет. Второй вариант назывался "Приятели", герои стали старше, они уже работали, а в третьем, "Я шагаю по Москве", у главного персонажа появилась специальность – метростроевец.
Станислав Дединский, историк кино:
– Отец Георгия Данелии был метростроевцем, и в дань уважения к своему отцу режиссёр наделил героя Михалкова этой профессией, чтобы тот не был тунеядцем, как в первой версии сценария.
Сам фильм начинается с известной сцены с девушкой под дождём. Идея пришла из раннего сценария Шпаликова "Причал". Тот фильм не был экранизирован, но в сценарии есть и велосипед, и девушка, и юноша, который везёт над ней зонт. В этом эпизоде снимались три девушки. У той актрисы, которая снималась изначально, возникли другие планы, поэтому пришлось даже задействовать корреспондентку газеты "Комсомольская правда". В общем, девушку собрали из трёх разных актрис, статисток, снимая по кускам различные части тела. Ну а велосипедист был один и тот же, его играл Олег Видов.
Все сцены с дождём снимали на Ленинском проспекте. Игровой реквизит состоял из такси, цветов, киоска и двух поливальных машин для имитации дождя.
Игорь Алексеев, пиротехник:
– Для того чтобы сделать дождь, существуют специальные стойки, пожарные машины или поливалка. Есть просто стойки, которые распыляют воду над съёмочной площадкой, есть те, которые крутятся-вертятся.
Наш дождь идёт только там, где надо. Камеры у нас сухие, актёров можно вывести из этой зоны и привести в порядок. А когда идёт дождь, то сделать всё это очень сложно.
По технологии создания фильма съёмка на натуре с большим количеством шумов предполагает последующее озвучивание. Данелия решил, что в этой сцене зритель будет слышать только дождь и вальс, написанный композитором Андреем Петровым. Но можно пофантазировать и добавить в эпизод остальные звуки.
Тимофей Вольский, звукооформитель:
– Тут три основных звука. Самый главный – это дождь по зонту, затем шаги девушки и велосипед.
Станислав Дединский, историк кино:
– Финальной песни изначально в сценарии не было. Она появилось уже в ходе съёмок. Есть несколько версий о создании этой песни. Одна записана бывшей женой Шпаликова Натальей Рязанцевой, где она рассказывает, что это был поток сознания, из которого потом родились всем известные слова.