По кадрам
"Призрак оперы"
В начале ХХ века на книжных полках появился новый готический роман Гастона Леру – "Призрак оперы". Произведение стало бестселлером на долгие годы, про него не забывают со сих пор. Разберём одноимённую экранизацию по кадрам.
"Призрак оперы" – музыкальный фильм 2004 года. Режиссёр – Джоэл Шумахер. Сценарий основан на одноимённом мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера, который поставлен по мотивам романа Гастона Леру.
Снимать фильм хотели ещё в 1990 году. На тот момент основные роли в театральной постановке играли Майкл Кроуфорд и Сара Брайтман. Именно их хотели пригласить и в экранизацию. Шумахера назначили режиссёром. Вместе с автором мюзикла он разрабатывал сценарий. Однако помешал съёмкам весьма личный вопрос: Сара Брайтман и Эндрю Ллойд Уэббер были женаты, а незадолго до съёмок развелись. Работу над проектом приостановили.
Вернулись к съёмкам лишь спустя десятилетие – в 2002-м. Авторы по-настоящему горели проектом: Эндрю Ллойд Уэббер вложил 6 миллионов долларов из своего кармана. В итоге бюджет составил 55 миллионов, ещё 15 потратили на рекламу и продвижение, чтобы фильм точно не остался незамеченным.
Кастинг провели в Нью-Йорке. Специально для прослушивания частично построили декорации, а претенденты были в исторических костюмах. Основное условие – актёры должны петь своими голосами, без переозвучки. Музыкальные партии в постановке не из лёгких. Удивительно, но главные роли исполнили артисты, которые ни разу не видели сам мюзикл: ни предыдущие экранизации, ни театральные постановки.
Художники, декораторы, плотники, гримёры, монтировщики, даже скульптуры – в работе над фильмом участвовали примерно 200 человек, не считая актёров. Съёмки проходили в восьми студийных павильонах.
Использовали комбинированные методы, также накладывали графику на этапе после съёмок. Есть сцена, в которой здание театра искусственно вписали в натуру.
Чтобы снять знаменитое падение люстры, потребовался сложный подготовительный период. Надо было сделать лишь один дубль. В этот момент снималось мало актёров – из соображений безопасности.
Не менее сложной, с технической точки зрения, была сцена в логове призрака оперы. Съёмки эпизода заняли целую неделю. По задумке авторов, из воды должны были подняться канделябры, а свечи – загореться. Удивительно, но здесь решили графику не использовать: изготовили специальные фитили, которые вспыхивали именно от контакта с воздухом.
Чтобы сцена, где горят подмостки, выглядела максимально достоверно, режиссёр и художник-постановщик специально ездили в Париж – на экскурсию в театр. Они осмотрели зрительный зал и закулисье, даже подвальные помещения и комнаты артистов, чтобы макет соответствовал действительности. Строили декорацию целых три месяца. А сгорела она всего за пару минут.