Век "Мосфильма"
"Иван Васильевич меняет профессию"
Давно известно, что комедия – самый скоропортящийся жанр. То, над чем смеялись вчера, сегодня часто непонятно. Фильм "Иван Васильевич меняет профессию" – исключение из этого правила.
По задумке великого мастера комедии Леонида Гайдая, главную роль в картине должен был играть Юрий Никулин, но актёр отказался сниматься, боясь, что фильм по пьесе запрещённого тогда Михаила Булгакова ляжет на полку. И начались поиски актёров. На роль Ивана Васильевича пробовались Евгений Лебедев, Георгий Вицин, Евгений Евстигнеев. Жоржа Милославского могли бы сыграть Вячеслав Невинный, Андрей Миронов, Георгий Юматов. На роль Шурика пробовался Олег Видов.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– На роль царицы пробовалась Гундарева, и она была утверждена.
Особый почерк Гайдая – это точный, почти математический расчёт каждой сцены. Погони, трюки, шутки – всё было выверено ещё до начала съёмок. На площадку Гайдай приходил с тетрадкой, в которой расписывал каждое движение актёров вплоть до поворота головы.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Весь фильм, в том числе сцены "Встреча Якина с Иваном Грозным" и "Машина времени действует", расписан на бумаге.
Машина времени со временем видоизменилась, но многие элементы сохранились.
Наталья Киселёва, вдова художника Вячеслава Почечуева:
– То, что мой муж Вячеслав Почечуев изобрёл её, – это просто судьба. Надо сказать, что он очень верил в судьбу и говорил, что никогда не надо ничего форсировать. Судьба тебя найдёт и поставит на нужное место.
Знаменитую машину времени изначально разрабатывали в конструкторском бюро. Аппарат получился громоздким и сложным, а нужна была, как говорил Гайдай, абракадабра. Сроки поджимали, а идеи не было. Волей случая Гайдай познакомился с художником по дереву Вячеславом Почечуевым. Буквально за два дня тот придумал ту самую абракадабру, которую так любил режиссёр.
Наталья Киселёва, вдова художника Вячеслава Почечуева:
– Гайдай в обморок не упал, потому что сидел на стуле. Вячеслав объяснил, что эта машина времени, которая будет стрелять, дымиться, вспыхивать разными огоньками, булькать. И Гайдай вдруг сдался: "А, валяй".
Для изготовления чудо-машины Почечуеву выделили из штата "Мосфильма" конструктора и слесаря. Детали искали везде, взли даже то, что осталось после съёмок фильма Тарковского "Солярис".
Наталья Киселёва, вдова художника Вячеслава Почечуева:
– Они поехали в Клин на стекольный завод, чтобы достать колбы, которых здесь не было. Когда закончили съёмки, актёры разобрали колбы на сувениры. Они договорились с дядей Васей каким-то из продувного цеха, который за два дня и за две бутылки водки всё им сделал в лучшем виде.
В интернете написана какая несуразица, что Почечуев мало получил денег за картину – всего 40 рублей. Но это неправда. Гайдай ему платил по трудовому соглашению. А когда съёмки закончились, слесари ему говорят: "Слушай, на "Мосфильме" же есть бюро рационализации и изобретательства. Подай заявку, что ты изобрёл машину времени". И Вячеславу выплатило премию. На бумаге, которую выдали, было написано: "Премия 40 рублей дана Почечуеву за создание машины времени". И что характерно, машина времени без всяких кавычек.
На киностудии "Мосфильм" бережно хранят все документы, предметы и костюмы фильмов прошлых лет. От "Ивана Васильевича" здесь сохранились платье Зиночки, сшитое Вячеславом Зайцевым, костюм Шурика и та самая телефонная будка. Но главное – сохранилась зрительская любовь, и с годами она не меркнет.