Век "Мосфильма"
"Покровские ворота"
В начале 1980-х на киностудии "Мосфильм" начались съёмки знаменитых "Покровских ворот". Для режиссёра Михаила Козакова это была победа. Снимать картину ему разрешили при условии, что он сыграет в другом фильме роль самого Феликса Дзержинского. Несколько лет понадобилось Козакову на выполнение столь важного задания. Только после этого стало возможным приступить к постройке декорации коммунальной квартиры, в которой поселились главные персонажи "Покровских ворот".
Людмила Кусакова, художник-постановщик художественного фильма "Покровские ворота":
– Я придумала такую декорацию, и меня все поддержали, что в коммунальной квартире должна быть такая маленькая площадь, где все собираются по любому поводу. Там и телефон звонил, и полукруглое окно было, и лестница, по которой всё время кто-то поднимался.
Передать атмосферу времени – задача художника кино. Людмила Кусакова была большим мастером своего дела, она создавала не просто декорации, она строила города. "Москва XIX века" – особая гордость "Мосфильма". Кусакова построила её в 2003 году для фильма "Всадник по имени Смерть". С тех пор в этой декорации было снято более ста картин. Её не раз перестаивали под улицы других городов, но она всегда возвращалась в исходную "старую Москву".
Сергей Февралёв, художник-постановщик кино:
– Сделано здесь всё в основном из деревянных каркасов, а ещё здесь очень много пенопласта. Все колонны из пенопласта. Даже атланты, которые поддерживают балкон, сделаны из двухкомпонентной пены, тоже по сути пенопласт. Внутри просто каркас, подпорки. В нескольких домах есть интерьер. Эти дома стоят как коробочки или мебель в квартире.
В 1970-х годах ещё можно было найти места и улицы, напоминающие Москву 1950-х. Эстраду снимали в Милютинском саду на Покровском бульваре. А Патриаршие пруды играли роль прудов Чистых.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– У нас сохранился ежедневный отчёт о работе съёмочной группы на кинокартине "Покровские ворота". По нему с 23 по 25 декабря велась резка бумаги вручную для бутафорского снега на съёмку объекта "Каток", потому что в декабре не было снега.
Сам дом у Покровских ворот снимали в Нащокинском переулке. Во дворе поставили скульптуру мальчика с мячом и повесили большой рекламный плакат.
Людмила Кусакова, художник-постановщик художественного фильма "Покровские ворота":
– Надо было сделать советскую рекламу. Я нашла в "Огоньке" рекламу чёрной икры и осетрины. Но редакторы закрыли её, потому что чёрной икры не было. А потом нарисовали поездку в Крым.
Как известно, кино – это большая иллюзия. Здесь часто всё наоборот. Летом снимают зиму, снег делают из бумаги, старую вещь мастерят из новой. У каждого художника свои законы, приёмы и секреты.
Сергей Февралёв, художник-постановщик кино:
– Технология облетевшей краски, которую мы используем для кино, очень смешно делается: мы красим целлофан, наносим неровно клей, прикладываем целлофан с краской. И когда убираем целлофан, краска кусочками остаётся на стене. Откосы и доски – то, из чего каменные стены состоят на самом деле. Это и есть история.