Меню

Москва 6:42 18 декабря 2024

Век "Мосфильма"

"Война и мир"

14 тысяч пехотинцев, кавалерийский полк и тысячи костюмов, сшитых вручную. Как снимали самую грандиозную киноэпопею, увидим в рубрике "Век "Мосфильма".

Киноэпопея "Война и мир" – шедевр советского кинематографа. На создание этого грандиозного проекта ушло около семи лет, из них три года – на съёмки Отечественной войны 1812 года. Такой невиданный размах был обусловлен популярностью американской киноверсии 50-х годов с Одри Хепбёрн в главной роли. Личное распоряжение Никиты Хрущёва – снять картину любой ценой – определило масштаб съёмок.

Проект с космическим по тем временам бюджетом 8,5 миллиона рублей доверили снять молодому режиссёру Сергею Бондарчуку.

Алла Оленева, заместитель начальника Дома костюма и реквизита киноконцерна Мосфильм":

– Все форменные, военные костюмы такого грандиозного фильма – это пошив. Причём было организовано массовое производство на каком-то предприятии. Что касается женских костюмов, то они были изготовлены, конечно, в мастерской "Мосфильма". В то время существовал очень большой пошивочный цех с огромным количеством различных мастеров, которые могли выполнить любую работу.

В создании "Войны и мира" была задействована вся структура страны: от министерства обороны до министерства лёгкой промышленности. Работали фабрики, заводы, лучшие специалисты музеев. Для съёмок батальных сцен было выделено 14 тысяч человек пехоты и целый кавалерийский полк. Впоследствии на базе "Мосфильма" из него сформировали отдельный кавалерийский полк для киносъёмок.

Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":

– У нас был случай болезни лошадей. Есть даже рапорт: "В связи с угрожающим положением по заболеванию лошадей отдельного кавполка стригущим лишаём и активным его распространением, а также опасностью его распространения на личный состав, необходимо провести немедленные мероприятия по ликвидации заболевания лошадей стригущим лишаём".

Эпидемия обернулась полной остановкой съёмок, немедленным введением карантина и дезинфекцией всего имущества и костюмов.

Алла Оленева, заместитель начальника Дома костюма и реквизита киноконцерна Мосфильм":

– В то время всё серьёзно делалось. Наши мастерицы вышивали платья шёлковыми ниточками. Это золотое шитьё, которое до сих пор существует в Торжке. Несколько лет назад оттуда приезжали золотошвейки, которые захотели посмотреть на костюмы, которые делались для "Войны и мира". Они, конечно, не помнят, как это происходило, это другое поколение, но у них сохранились карты, по которым всё вышивалось.

Первый бал Наташи Ростовой снимали в самом большом павильоне "Мосфильма". Оператор Анатолий Петрицкий катался по залу на роликах, снимая непрерывный кадр. Новаторские методы съёмки он применил и в сценах Бородинского сражения и пожара Москвы. Декорацию построили в селе Теряево на территории бывшего монастыря. В советские годы там располагался детский дом.

Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":

– Есть документ: "Детскому дому в Теряево "Мосфильм" выплатил 5000 рублей за восстановление детского спортгородка, на территории которого была выстроена комплексная декорация Москвы. После съёмок пожара Москвы и разбора сожжённой декорации был восстановлен весь комплекс спортивных сооружений детдома". В Теряево об этом помнят. К нам приезжали люди оттуда. У них есть музей, и они гордятся, что там были съёмки.

Все участники этого грандиозного проекта говорили, что происходящее не было похоже на съёмки. Это была настоящая война и настоящий мир, которые принесли Советскому Союзу "Оскар" и мировое признание.



Смотрите также

Субботний Рамблер