Век "Мосфильма"
"Берегись автомобиля"
В начале 1960-х годов в народе рассказывали историю о человеке, который угонял машины у спекулянтов и взяточников, продавал их, а вырученные деньги перечислял в детские дома.
Режиссёр Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский провели собственное расследование и выяснили, что такого человека не существовало. Но если бы не этот миф, вряд ли на свет появился бы легендарный фильм "Берегись автомобиля".
Иннокентий Смоктуновский, артист:
– В этом фильме мне поручена роль человека, который угоняет чужие машины. Кажется, что это лежит в стороне от того, что я делал раньше, но это только так кажется. А как это будет происходить, приходите, увидите сами.
Александр Микулин, каскадёр, постановщик трюковых съёмок:
– Я попал на эту картину, когда меня увидел ассистент по актёрам. Я похож был на Иннокентия Михайловича. Как правило, режиссёры не в курсе, что такое погоня, какие там проезды. Для них погоня и погоня. Мне Рязанов дал сценарий, говорит: хорошо бы здесь какую-то погоню устроить. Ну я неделю почитал и набросал скелет погони. Рязанову это очень понравилось, и поехали снимать.
По задумке Рязанова и Брагинского главную роль в фильме должен был играть Юрий Никулин. Но из-за его постоянных гастролей пришлось искать других актёров. На роль Деточкина пробовались Олег Борисов и Олег Ефремов. Но последнему образ следователя Подберёзовикова подошёл гораздо больше. Основными претендентами на роль Деточкина были Леонид Куравлёв и Иннокентий Смоктуновский, их кандидатуры представили на утверждение в худсовет.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– У нас есть обсуждение кинопроб, на котором Пырьев говорит: "Я полностью за Куравлёва, он будет в ансамбле всех других актёров. Смоктуновский же не монтируется с другими. Он странный человек, мешковатый, староватый, производит впечатление ненормального".
Рязанов всё-таки настоял на том, чтобы главную роль играл Иннокентий Смоктуновский. Но возникла проблема: актёр оказался занят, в то время он снимался сразу в двух фильмах в роли Ленина. Режиссёр приезжал к нему в Смольный, был готов перенести съёмки в Ленинград, делал всё, чтобы Смоктуновский согласился.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Есть письмо Смоктуновского, где он пишет: "Не я тому виной, что так много было причинено вам и группе неприятностей. Целый месяц я заканчивал съёмки, и я смогу быть в вашем полном распоряжении, чтобы приступить к работе в "Берегись автомобиля".
Все погони и трюки на мотоцикле, троллейбусе и автомобиле выполнял каскадёр Александр Микулин. С него взяли слово, что на новой "Волге" не будет ни одной царапины. С этой задачей он справился блестяще. В личном архиве Микулина сохранились рабочие моменты съёмок, которые не вошли в картину.
Александр Микулин, каскадёр, постановщик трюковых съёмок:
– Эпизод, где я за рулём, не вошёл в картину, потому что крышка багажника открывается. Сейчас трос стёрли бы на компьютере. А в фильме его видно, хотя я его замазывал грязью.
Смоктуновский без помощи дублёра на съёмках мог проехать только несколько метров. Он не умел водить машину и учился прямо на съёмочной площадке. После премьеры актёр купил первый в своей жизни автомобиль. И, конечно, это была "Волга".
Александр Микулин, каскадёр, постановщик трюковых съёмок:
– На этой картине я учил Смоктуновского водить машину. Он жаловался на меня, потому что у меня характер плохой. Я же не знал, что он гениальный артист. Для меня он ученик был, и я за его жизнь отвечал.
"Волга" ГАЗ-21 ещё не раз участвовала в съёмках. Её можно увидеть в фильмах "Три тополя на Плющихе", "Бриллиантовая рука", "Легенда №17". Знаменитый автомобиль и сейчас на ходу и готов к работе. А пока он занимает почётное место в музее киностудии "Мосфильм".