Личное дело
Глинка-птичник
По семейному преданию, когда родился Михаил Глинка, запел соловей. Дворянин, интеллектуал, к тому же "свободный художник", он вызывал у современников крайне полярные мнения – от неприязни до обожания. Маэстро тяжело переживал критику. От прозы жизни его спасали музыка и птицы. Везде, где бы Глинка ни жил, он слушал пение птиц.
Композитор обожал родовое имение в Новоспасском. В парке, недалеко от дома, сохранился древний дуб-великан с развесистой кроной. Говорят, Глинка любил слушать шум ветра и пение птиц в его могучей листве. Кстати, по голосу он мог определить любую певчую птицу. Музыкант настолько любил пернатых, что в доме устроил для них специальную комнату. Это было закрытое помещение, отделённое от остальных специальной сеткой, чтобы птицы не разлетелись.
Особым вниманием Глинки пользовались соловьи. Он сам их кормил и подолгу сидел и слушал пение птиц.
"Я устроил это для того, чтобы птички наводили меня на новые сочинения. Мне довольно одного чириканья какой-нибудь птички, чтобы создать из этого целую музыкальную фантазию".
Так он написал романс "Жаворонок", название которого говорит само за себя.
Глинка не переставал учиться. Его интересовали история, нравы и язык страны, в которую он приезжал. В итоге он выучил шесть языков, включая редкий – персидский. Везде, где он останавливался, он оборудовал комнаты для певчих птиц.
"Наняли квартиру на Рымарской улице; половину лишней комнаты отделили перегородкой с сеткой, где завели птиц. Были соловьи, варакушка, горихвостка и другие, всего до шестнадцати".
Когда Глинка уезжал, он всех птиц отпускал на волю. Вернувшись на родину, Глинка решил написать оперу о подвиге крестьянина Ивана Сусанина. К работе композитор приступил весной 1835-го, а уже через год состоялась премьера. Опера "Жизнь за царя" понравилась самому государю.
Сочинял Глинка быстро, вдохновенно. Не всегда ему для сочинения требовался рояль. Листы нотной бумаги лежали у него по всему дому. Однажды на свадьбе дочери государя императора он услышал, как звенят столовые приборы. И этот звук натолкнул его на одну музыкальную тему, услышать которую можно в увертюре к опере "Руслан и Людмила". Так сама природа подсказывала ему будущие мелодии и темы произведений.