Главный экспонат
Главный экспонат Коровина
Известный купец и меценат Савва Мамонтов умело совмещает различные виды деятельности – искусство и бизнес. Одним из самых крупных и авантюрных его проектов будет строительство Северной железной дороги. Чтобы разрекламировать этот удивительный край, Мамонтов отправляет в путешествие талантливого художника Константина Коровина.
Любовь к искусству художник Константин Коровин перенял у своих родителей, особенно ему нравились акварельные рисунки матери. Поэтому вслед за своим братом он поступил в Московское училище живописи, но на архитектурное отделение. Кто знает, как бы сложилась его судьба в дальнейшем, если бы однажды он не перевёлся на отделение живописи.
Живописи Коровина обучали выдающиеся мастера: Алексей Саврасов, Василий Перов и Василий Поленов. Новаторский стиль художника многие приняли не сразу. Его работу "Портрет хористки" раскритиковали и назвали импрессионизмом.
"У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого "изма".
И всё же Коровину хотелось заявить о своём первенстве. Художник датировал работу 1883 годом, намекая, что его "Хористка" написана раньше, чем полотно Серова "Девочка с персиками". Хотя выяснилось, что картина Коровина создана в 1888-м, то есть на год позже, чем у Серова.
Одним из первых, кто обратил внимание на оригинальную манеру письма Коровина, был Савва Мамонтов. Меценат пригласил молодого художника в свой оперный театр. Коровин оказался смелым декоратором. Однако его идеи не вызывали восторга в театре. Маляры подсыпали соль в краски, чтобы те не высыхали, а артисты отказывались надевать костюмы, созданные по эскизам художника. Чтобы справиться с саботажем, Коровин купил маленький револьвер и носил его за поясом. Как театральный художник, Коровин установил абсолютный рекорд. Он оформил 64 балета и 84 оперы.
В конце XIX века началось небывалое увлечение Русским Севером.
"Какой чудесный край, Север дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. Я бы хотел остаться здесь навсегда".
В числе мест, которые посетил художник, был городок Хаммерфест в Норвегии – самая северная и крайняя точка материка. Попав сюда в начале осени, Коровин запечатлел обычное для этих широт явление – северное сияние. На переднем плане мы видим лодку и серые вытянутые здания, которые очень гармонично перекликаются с вытянутым пространством самого холста. Всё на картине буквально залито холодным светом северного сияния, представляющим тёмное небо как сцену, где творит сама природа.
В 1896-м Мамонтов предложил Коровину спроектировать и оформить павильон Крайнего Севера для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Как обычно, Коровин работал без предварительного рисунка, одним сеансом. В итоге художник написал десять "северных" панно. Есть легенда, что из этой поездки Константин привёз не только свои картины, но и моржа с самоедом. Говорят, что на одной из выставок художник разместил моржа в бочке, а рядом самоеда.
В 1920-е годы художнику пришлось эмигрировать. Коровин обосновался в Париже. Он мечтал вернуться на Родину, но, к сожалению, этого не случилось.
"Пейзаж должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам".
При внимательном рассмотрении вся работа "Геммерфест. Северное сияние" словно переливается множеством разноцветных мазков.