Главный экспонат
Загадки Вермеера
Этого художника называют самым загадочным фламандским живописцем. Даже спустя четыре столетия он не перестаёт нас удивлять: при реставрации полотна "Девушка, читающая письмо у открытого окна" эксперты обнаружили сенсационную находку − картину в картине. А ведь в 1742 году саксонский курфюрст Август III, приобретая полотно, был уверен, что это Рембрандт.
Вермеера называют художником любви. Он изображал женщин преимущественно в момент какого-либо действия. Однако излюбленным его сюжетом было письмо. Художник гордился образованностью своей страны и умело демонстрировал это.
Над каждым полотном Вермеер работал неторопливо, вдумчиво, с ювелирной точностью прописывая все детали. Без эскизов и зарисовок − прямо на холсте. За год он создавал одну-две картины. Сальвадор Дали писал о Вермеере: "Готов отрезать себе уши, чтобы узнать секрет волшебной смеси, в которую лучший из лучших обмакивал свою несравненную кисть".
Изображение Купидона на стене позади девушки обнаружено исследователями в 1979-м. Купидон держал карту с цифрой I, а под ним был девиз: "Истинная любовь верна лишь кому-то одному".
В 2017 году картину "Девушка, читающая письмо у открытого окна" направили на реставрацию. Обнаружилось, что на полотне были ещё несколько деталей, изменённых художником.
Ута Нейдхардт, старший хранитель голландской и фламандской живописи Дрезденской картинной галереи:
− Например, Вермеер закрасил большой бокал, который находился на переднем плане. Сейчас бокал скрывает штора. Художник иначе развернул фигуру девушки. Поначалу она была более повёрнута к стене, что давало её отражение в бокале.
"Девушка, читающая письмо у открытого окна" оказалась среди картин, спасённых во время Второй мировой войны. Полотно, вместе с другими произведениями искусства, было конфисковано советской армией из туннеля в Саксонии. После смерти Сталина СССР решил вернуть драгоценные шедевры "с целью укрепления и дальнейшего прогресса дружбы между советским и немецким народами".