Главный экспонат
Мистическая "Элегия" Васнецова
Страсть к собирательству предметов старины пришла к Аполлинарию Васнецову уже в Москве. Он сделался завсегдатаем блошиных рынков. Впоследствии это увлечение поможет художнику создать особенный жанр – исторический пейзаж.
Аполлинарий Васнецов не получил системного образования, но его учителями были лучшие мастера своего времени. В первую очередь, это его брат Виктор Васнецов, а также Валентин Серов, Константин Коровин.
Начинающий художник представил свои работы на выставке Товарищества передвижников. Работы Васнецова-младшего заметили. Более того, Павел Третьяков приобрёл для своей коллекции его пейзаж "Серенький денёк".
Когда художник переехал в столицу, он поселился недалеко от Остоженки. Он очень часто прогуливался по Москве и влюбился в этот город. Из воспоминаний Аполлинария Васнецова: "Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, я был поражён видом Москвы, конечно, главным образом Кремлём". Работая над образами столицы, Васнецов сблизился со многими историками и археологами, стал членом Московского археологического общества, а затем и председателем Комиссии по изучению старой Москвы.
Он был неутомимым исследователем древней Москвы: месяцами изучал документы, карты и труды историков. К каждой работе делал не только эскизы, но и графический план с пояснительной запиской. Ради лучшей достоверности он даже поднимался на воздушном шаре над Москвой.
Другим любимым занятием Васнецова-младшего были путешествия. Он изъездил всю Европу, исколесил Российскую империю, открывая самые необычные места. Из писима брату: "Кучук-Ламбат – это дивный уголок Крыма, лучше не знаю. Чего стоит одна скала Плака, на которой я побывал в одну лунную ночь".
В 1893 году Аполлинарий Васнецов создаёт свою картину "Элегия". Полотно было написано в модном для конца XIX века жанре символизм. Оно напоминает нам о хрупкости человека, а также о красоте и силе природы. В 1900-м "Элегия" была отобрана для участия на Всемирной выставке в Париже, где завоевала большую серебряную медаль. На картине, если внимательно смотреть, можно обнаружить надпись, которую сделал художник: "Тайна". Первым владельцем картины стал "железнодорожный король" барон фон Мекк. После Октябрьской революции следы "Элегии" затерялись.
В начале ХХ века Аполлинарий Васнецов – признанный художник. Ему присвоено звание академика, его пригласили в Училище живописи, ваяния и зодчества руководить пейзажным классом Левитана.
Он верил в будущее, поэтому и революцию встретил с воодушевлением, однако вскоре испытал горечь разочарования. Его выкинули из училища, как старый хлам: просто собрали его вещи и без ведома хозяина вывезли их и бросили возле его дома. Художник признавался: "Много раз меня спасало искусство в трудные минуты душевного состояния и напастей судьбы… Пишешь себе да пишешь… Глядишь, и горе улетело". В 1931 году он стал единственным художником, который выступил против сноса храма Христа Спасителя.
С картиной "Элегия" связана таинственная история. На пороге квартиры художника появился человек, который попросил обменять эту картину на несколько этюдов. Вдова художника была поражена. Они собрали небольшие полотна, по размеру "Элегии", и обмен произошёл.