Главный экспонат
Живописные куры
В 1747 году успешный художник-декоратор Юхан Паш получил заказ от известного политика Карла Густава Тессина. Художник слыл мастером аллегорических работ и с радостью взялся за воплощение идеи заказчика: изобразить последнего в образе петуха, а придворных дам – с телами домашних птиц. Интересно, что над картиной работали сразу три художника: Юхан Паш придумал композицию с образами петуха и кур, Юхан Шеффель написал лица придворных дам, но не с натуры, так как девушки не позировали ему, а с пастельных портретов другого живописца – Густава Лундберга.
В ХVIII веке в Европе господствует стиль рококо. Его игривость и лёгкость присутствуют во всём: в искусстве, моде, образе жизни. Дипломат Тессин три года провёл в Париже. За это время он изучил нравы высшего общества и стал тонким ценителем искусства. Картина-шутка должна была дополнить его коллекцию произведений живописи.
Граф Карл Густав Тессин обладал определённой слабостью – он очень любил подглядывать за людьми, особенно если это были молодые девушки. Однажды ему удалось подсмотреть, как девушки переодеваются, и именно это вдохновило его на заказ столь странного произведения искусства.
В моде всё неожиданное, диковинное, странное. Возникают новые виды одежды, меняются причёски и гримировка лица. Особое внимание уделяется бровям: чем они темнее, тем лучше. Изображённые придворные дамы, несмотря на то что мы не видим их нарядов, очень модные. Мы это понимаем по их причёскам: припудренные локоны, украшенные цветами, розочками и даже перьями. Все дамы желают быть похожими на фарфоровые статуэтки.
Название картины шведского художника Юхана Паша обычно переводят как "Живописные куры", иногда – "Фрейлины в ожидании королевы Ульрики". Сам граф Тесин написал стихи как сопровождение к этому полотну: "Какой бы петух не запел, о цыплятки, видя ваши прелести!"
Заказом политик остался доволен, а Юхан Паш через год стал придворным живописцем. Картина, предназначавшаяся исключительно для частного просмотра, сейчас доступна всему миру – она представлена в Национальном музее Швеции.
Это картина-шутка, картина-сарказм, в ней не надо искать сложные символы и смыслы. Она изображает ровно то, что есть. Это добрая насмешка над образами милых придворных дам, которые стараются выглядеть всегда красивыми и суетятся, как очаровательные курочки.