Век "Мосфильма"
"Человек с бульвара Капуцинов"
Сценарий фильма "Человек с бульвара Капуцинов" ждал своего режиссёра целых пять лет. Он пылился на полках "Мосфильма", и никто не осмеливался подступиться к сложному жанру вестерна. Но когда за дело взялась режиссёр Алла Сурикова, сценарий превратился в один из лучших фильмов о синематографе.
В 1986 году недалеко от Коктебеля построили небольшой городок Дикого Запада. Жить в нём было нельзя, а ломать, крушить и выполнять все каскадёрские трюки – вполне возможно.
Александр Иншаков, каскадёр, постановщик трюков:
– Мы там придумали много новых фишек, которых ещё не было в нашем кино. Например, когда мы делали высотное падение с крыши, то падали на землю. Мы туда закапывали толстые поролоновые маты. Засыпали их землёй, и было ощущение, что мы падаем на землю. Для людей это было удивительно.
А вот знаменитые бутылки, стёкла, словом всё, что бьётся, на самом деле сделаны из смолы. Это уже мы сами придумывали, ребята разработали методику. Выглядят бутылки как настоящие, а на самом деле они невероятно лёгкие.
В прежние времена все фильмы монтировали вручную на монтажном столе. Сегодня эта технология практически забыта, на её место пришли компьютерные программы. Если раньше на монтаж уходило четыре месяца, то сейчас это можно сделать за неделю. Сейчас весь фильм умещается на одной флешке, а раньше он состоял из десяти коробок плёнки с изображением и столько же со звуком. Их синхронизировали и только потом приступали к самому монтажу.
Ирина Кожемякина, монтажёр:
– Надо отключить звук и включить только видео, а затем промотать его в конец дубля. Вот мы отмечаем вот так конец, а здесь будет начало следующего плана. Потом склеиваем те куски, что разрезали, и склеиваем их скотчем. Места склеек в кадре потом не видны. Причём склеивать надо с двух сторон, чтобы плёнка не рвалась.
Монтаж фильма в жанре вестерна – особое искусство. Драки, погони, каскадёры: первый разбегается, второй карабкается по стене, третий несётся по крыше. Но зрителю кажется, это один человек. Люди верят в обман и забывают, что это всего лишь монтаж, благодаря которому кинематограф и называют величайшим из искусств.
Ирина Кожемякина, монтажёр:
– Раньше монтажёрами были женщины. Так происходило, наверное потому, что это самый усидчивый народ. Надо же всё скрупулёзно размечать, разбирать. Мне кажется, что для этого созданы женщины.