По кадрам
"Не может быть!"
В кинотеатры на показы фильма "Не может быть!" шли толпами. Неудивительно: каких-то два года назад Леонид Гайдай покорил зрителей картиной "Иван Васильевич меняет профессию", меньшего от мэтра уже не ждали. Однако не всем лента пришлась по вкусу. Где проходили съёмки и зачем еду в кадре поливали керосином, разберём по кадрам.
"Не может быть!" – советский кинофильм 1975 года. Режиссёр – Леонид Гайдай. Лента состоит из трёх новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко: комедии "Преступление и наказание", рассказу "Забавное приключение" и пьесе "Свадьба".
Действие происходит в 20-х–30-х годах прошлого века, поэтому съёмочная группа долго искала подходящие локации. Частично фильм сняли в Москве, но большую часть – в Астрахани из-за особенностей архитектуры города, где сохранилось много старинных домов.
Кстати, постройки до сих пор радуют местных жителей практически не изменившимися фасадами, а туристы с интересом ищут места съёмок и фотографируются у достопримечательностей. В городе даже установили памятник мальчишке-чистильщику обуви из второй новеллы. Потрёшь бронзовую кепи – будет счастье.
Фильм "Не может быть!" подарил Михаилу Светину огромную популярность. Актёру было 45 лет, когда на него обрушилась всесоюзная слава. Конечно, до этого он много снимался, но лишь роль у Гайдая показала необычайную харизму артиста. Светин был воодушевлён съёмками, но сильно волновался, поэтому много придумывал и импровизировал. Любимый зрителями эпизод с прищепками предложил он, а режиссёру идея понравилась. После успеха Михаил Семёнович "зазвездился", так он говорил сам. Актёр поругался с Аркадием Райкиным, руководителем театра, в котором играл, и потерял работу. Из-за взрывного характера на него озлобились и другие великие режиссёры: Георгий Данелия и Эльдар Рязанов. До последних дней Светин жалел лишь о том, что не успел сказать Гайдаю спасибо, ведь он разглядел в артисте истинный талант.
Свадебный стол из третьей новеллы ломился от настоящих яств, бутафории почти не было. Лишь вместо чёрной икры художники "подали" охотничью дробь, покрыв её маслом, чтобы придать блеск. На площадке находилось много людей, авторы начали переживать, что актёры могут слишком быстро съесть недешёвый реквизит. Было принято решение: всю еду залить керосином. Получилось практично вдвойне – закуски остались на столе, причём в первозданном виде. Обычно во время длительных съёмок из-за прожекторов продукты вянут, но горючая смесь этому процессу помешала.
За кадром произошло забавное недопонимание. Когда утвердили Вячеслава Невинного, он попросил помощника купить билет в Астрахань. В то время артист снимался в другой картине, и должен был максимально быстро добраться, чтобы не задерживать процесс. Однако ассистент внезапно отменил поездку. Оказалось, на имя Невинного пришла телеграмма: "Съёмки сегодня в Астрахани не может быть. Гайдай". Помощник название фильма не знал, поэтому решил, что производство отменили.