По кадрам
"Женитьба Бальзаминова"
"Женитьба Бальзаминова" – комедия, которая заставляет улыбаться при каждом просмотре. Любимые актёры, исторические костюмы и сценарий, основанный на произведениях Александра Николаевича Островского. Где снималась картина и почему некоторые сцены не получались десятки раз, разберём по кадрам.
"Женитьба Бальзаминова" – советский художественный фильм 1964 года, снят по мотивам трилогии Островского "Праздничный сон – до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай!" и "Женитьба Бальзаминова". Режиссёр – Константин Воинов.
Идея фильма по мотивам произведений Островского родилась у Константина Воинова ещё в студенчестве. В главной роли он видел исключительно своего друга – Георгия Вицина. Возможность снять кино появилась у режиссёра лишь спустя 10 лет: актёру было уже 45, а экранному жениху – 25. Чтобы убавить возраст в кадре, пришлось хитрить. Вицину выбрали кудрявый парик и рисовали яркие веснушки. В тональную основу добавляли красный оттенок, чтобы лицо казалось румяным и молодым. Актёр иронично называл фильм "Женитьбой забальзамированного".
Людмила Шагалова сыграла маменьку Миши Бальзаминова. Некоторые кадры ярко демонстрируют её почтенный возраст, однако и это киноуловка. В жизни актриса была на 6 лет младше Вицина. Гримёры использовали специальный клей, который, застывая, стягивал кожу, в результате чего получались глубокие морщины.
Сцена диалога персонажей Мордюковой и Вицина ("Любите меня, и я Вас буду". – "Покорнейше Вас благодарю-с") актёрам никак не давалась. Несмотря на профессионализм Нонны Мордюковой, она не могла понять, чего хочет режиссёр. Он считал, что Белотелова недостаточно эмоциональна. Пришлось снять 29 дублей.
"Женитьбу Бальзаминова" снимали в Суздале. Там до сих пор сохранился дом главного героя. Немногие замечают, что на лестнице при входе не хватает одного столбика. Такой дефект был изначально, киношники собирались недостаток исправить. Однако на репетиции поняли, что у этого проёма может быть интересная функция. Зазор оживил сцену на крыльце, ведь Лидии Смирновой и Людмиле Шагаловой было удобнее взаимодействовать.
Немалая часть бюджета фильма ушла на массовку. Детям за восьмичасовую смену платили 1,5 рубля, взрослым – 3. Местные жители снимались в сценах-фантазиях Бальзаминова, где тот представлял себя генералом и царём.