Громкие слова
Громкие слова о притворстве
Лицемерного человека, который притворяется добряком и скрывает свои нечестные поступки и намерения, часто называют волком в овечьей шкуре. Фразеологизм известен с древних времён.
В Евангелии в Нагорной проповеди Иисуса Христа есть такая фраза: "бойтесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки". То есть Христос призывал не верить лжецам, которые притворяются мессиями и обещают какие-то блага после жизни земной, а на самом деле призывают человека к противоправным действиям.
Но считается, что по большей части фразеологизм связан с фольклором, причём не только русским, но и английским. Яркий пример – сказка "Три поросёнка". В русском варианте волк, приходя к домику Наф-Нафа, переодевается в овечью шкуру и начинает давить на жалость и говорит: "Я бедная овечка, я отбилась от стада, пустите, пожалуйста, меня".
Существует и версия, связанная с латинским языком, где есть пословица которая на русский язык переводится примерно так: "под овечьей шкурой всегда скрывается волчий ум". На самом деле существует минимум три басни, где используется сюжет, когда волк переодевается в овечью шкуру. Из древнегреческой литературы это перекочевало в фольклор разных народов.
С притворством связано ещё одно выражение. Сирота казанская – так говорят о том, кто строит из себя несчастного, чтобы вызвать сочувствие и жалость окружающих.
Эта фраза появилась в XVI веке, когда Иван Грозный, расширяя свои владения, присоединил к Руси Казанское ханство. Казанские князья, которые назывались "мурза", пытались добиться расположения царя, и кто-то даже переходил в православие. Но когда их представляли Ивану Грозному, на аудиенции они вели себя очень скромно, и их стали называть "сирота казанская".
Есть даже сведения, что мурзы ко всему прочему подавали царю челобитные, чтобы его разжалобить: в прошениях они называли себя обездоленными сиротами.
По ещё одной версии в результате взятия Казани было много жертв. Соответственно, появилось много детей-сирот и беспризорников. Существовали нищие, кто выдавал себя за обездоленных сирот, чтобы им дали больше подаяния, и их иронично начали называть сирота казанская.