Меню

Москва 2:16 22 ноября 2024

Крупным планом

Евгений Лебедев: великий эксцентрик и интеллигент

15 января исполняется 105 лет со дня рождения народного артиста СССР Евгения Лебедева. Как он преображался для роли? И когда актёр породнился с Товстоноговым?

Евгений Лебедев считал, что песню "Дубинушка" надо петь только надрывно. Сын священника застал волжских бурлаков и видел их рабский труд. Он родился в год революции, его родителей расстреляли, и Женя после скитаний устроился в Самарский театр рабочей молодёжи. Когда там узнали о его происхождении, поповскому сыну пришлось бежать в Москву.

Грузчик, молотобоец, арматурщик – он освоил десятки профессий, прежде чем получить диплом ГИТИСа. И счастлив был по распределению отправиться на юг, в Тбилиси, потому что у него не было пальто. В этом городе он отогрелся физически и творчески. Играл много, жадно брался за любые роли. Знаменитая Баба-яга родилась именно в тбилисском ТЮЗе.

Его спектакли не пропускал 10-летний Олег Басилашвили. А жил Евгений Лебедев в комнате, которую снимал в доме тбилисца Георгия Товстоногова и его сестры Нателы. Так кто-то в небесной канцелярии свёл будущих героев БДТ и начал завинчивать их в одну судьбу.

Они оказались в Ленинграде – разведённый Георгий Товстоногов с двумя детьми, которых воспитывала Натела, и Евгений Лебедев, ставший её мужем. Две квартиры объединила общая кухня, и семью стали называть "трое в лодке – Женька, Гога и Додо" (это было домашнее имя Нателы). Хотя на самом деле их стало шестеро – родился Лёша. Два гения легко уживались под одной крышей – в Большом драматическом театре, который возглавил Георгий Александрович, и дома. Оба немного побаивались Додо, следившую за их здоровьем. Это тоже сближало.

На кухне, похожей на тифлисский духан, гости засиживались до утра. Шутки Евгения Алексеевича всегда вызывали хохот, и никто не хотел расходиться. Чемоданчиком меньше становилось, когда Евгений Лебедев уезжал на съёмки: несмотря на занятость почти во всех спектаклях БДТ, в кино он создал 90 образов.

Красками, которыми пользовался актёр, был не столько грим, хотя благодаря ему артист преображался до неузнаваемости, сколько талант использовать детали. Характер он определял мгновенно даже в собственных поделках из коряг. Его коньком был гротеск и никакого соцреализма. Актёра сравнивали с Чаплином, с героями фильмов Феллини. А он был Евгением Лебедевым – великим эксцентриком, лицедеем, доброжелательным интеллигентом, самим собой.



Смотрите также

Субботний Рамблер