Крупным планом
Талантливый комик по прозвищу Божий Дар
Николай Трофимов, народный артист СССР, актёр театр и кино:
– Учился я в севастопольской школе. Когда впервые на уроке литературы выбрал рассказ Чехова, потом подошёл ко мне какой-то ученик и говорит: "Коля, слушай, ты же комик!"
Судьбу Николая Трофимова определил Ленинград, куда он поехал учиться. Педагогов театрального института он восхитил этюдом с воображаемым противогазом. Увы, на следующий день после выпускного стало не до смеха – началась война. Николай просился на флот, а попал сразу в "Пять морей". Так назывался ансамбль Исаака Дунаевского, с которым он выступал под пулями на передовой.
Мужество пришлось проявить и в личной жизни. В блокаду он пережил смерть сына, которого не удалось похоронить: младенца передали в грузовик, везущий тела на кладбище. Чтобы забыть войну, с женой, актрисой Татьяной Глуховой, они устроились в Ленинградский театр комедии. Ленинградцы повалили в театр на "комика Трофимова". А потом глубину актёра разглядел Георгий Товстоногов, пригласил в БДТ и отучил от стремления непременно веселить публику. В театре у Трофимова было прозвище Божий Дар, так к нему обращался и Товстоногов. Лишь одно мешало талантливому актёру – плохая память.
Зинаида Шарко, народная артистка РСФСР, актриса театра и кино:
– Георгий Александрович как-то подошёл к нему: "Я знаю индийский способ запоминания текста. Приходите ко мне в кабинет, я вам скажу". Наивный Николай Николаевич пришёл к Товстоногову: "Ну, Георгий Александрович! Индийский способ-то?" "Учить текст надо!"
Николай Трофимов, народный артист СССР, актёр театр и кино:
– Мне долго не удавалось сниматься. До момента, когда Сергей Фёдорович Бондарчук пригласил меня сниматься в "Войне и мире" в роли капитана Тушина.
Трофимов стал известен на весь мир. Его звали играть в парижский "Комеди Франсез", а он смущался, когда его узнавали. При встрече даже незнакомые хотели к нему прикоснуться. Когда он снимался с детьми, сам превращался в ребёнка. Его доброту чувствовали даже животные. После съёмок со слоном Трофимов носил ему яблоки, и тот его узнавал.
Вместе с женой Трофимов увлекался мозаикой. Детей у них больше не было и свободное время они проводили вдвоём – больше 50 лет. А когда он овдовел, познакомился с Марианной из бутафорского цеха и снова стал счастливым.
Трофимов страстно мечтал о репетициях, особенно после кончины Товстоногова. Спасением стала работа с молодёжью.
Никто, кроме близких, не знал, каким извилистым путём вела его судьба и берегла для зрителей. Трагикомического актёра, забывающего слова тогда, когда они не нужны.