Крупным планом
Людмила Целиковская – царица советского кино
Когда Целиковская играла в спектаклях, у входа в театр дежурила конная милиция. Женщины протягивали ей детей за благословением, мужчины посвящали актрисе подвиги и в войну шли в атаку "За Целиковскую!".
Станислав Садальский, заслуженный артист РСФСР, актёр театра и кино:
– В Николо-Прозорово мы снимали дачи. Две пожилые женщины встали перед ней на колени, сказали: "Дорогая Люся, это цветы тебе. Во время войны ты нас спасла. Нам нечего было есть, убивали наших друзей, а мы несли коробки с картиной „Антон Иванович сердится”".
Родители – дирижёр и певица Большого театра – хотели дать ей консерваторское образование, но Люся поступила в Щукинское училище. Второкурсницу приняли в Вахтанговский театр, но вскоре уволили из-за частых съёмок в кино. К 26 годам она снялась в шести фильмах и в третий раз была замужем. Светской хроники тогда не было, но зрители откуда-то знали, что Целиковская – жена актёра Михаила Жарова.
Её нежность и озорство ценили и режиссёры. Именно такой, не надменной Сергей Эйзенштейн представлял жену Ивана Грозного. Экранная Анастасия не понравилась главному зрителю страны. "Царицы такими не бывают", – сказал Сталин и её единственную обошёл премией. Целиковская сделала вид, что не расстроилась.
Павел Любимцев, заслуженный артист РСФСР, актёр театра и кино:
– Можно подумать, что в жизни Людмила Васильевна была такой порхающей бабочкой. Ничего подобного. Люди, которые её знали, говорят, что Целиковская была железным человеком.
Её сын родился в другом браке. "Сильнее всех меня любил Жаров, а я – Каро Алабяна", – говорила она о выдающемся архитекторе. Судьба отмерила им 10 лет, пока она не овдовела. За это время Целиковская сыграла всего в двух фильмах, один из которых завоевал в Венеции "Серебряного льва". Отдушиной был театр, где её восстановили.
Все эти годы, ещё со времён учёбы, Целиковскую не забывал Юрий Любимов. Актёр Вахтанговского театра счастлив был стать её мужем.
Юрий Любимов, народный артист РФ, театральный режиссёр:
– Мы с ней были на гастролях в Одессе, и стал сбегаться народ. Остановились троллейбусы и началось чёрт-те чего: "А это кто с ней? Хахаль или очередной мужик её?"
"Мой генерал" – так называл свою жену будущий театральный революционер. Это она собрала на премьеру любимовской постановки культурную элиту Москвы и представителей власти, а затем убедила в создании нового театра.
Станислав Садальский, заслуженный артист РСФСР, актёр театра и кино:
– Если бы не было Целиковской, не было бы Театра на Таганке. Никто никогда почему-то это не вспоминает.
Часто именно ей Высоцкий первой исполнял свои песни. Актёры Таганки любили их весёлый дом и обожали Целиковскую. Но потом Любимов увлёкся молодой журналисткой. Целиковская рассталась с ним без всяких сцен. Больше она замуж не выходила, в театре не играла и в кино почти не снималась. Хотя до конца была полна сил.
Жизнь актрисы не была лёгкой, но зрители запомнили свет, который исходил от неё с экрана. У Целиковской было правило, которым она со всеми делилась: "Стой под дождём. Пусть пронизывают тебя его стальные стрелы, стой и жди солнца".