Это интересно
На дачу к знаменитости
Поехать летом на дачу банально. Но только если это не дача, например, Бориса Пастернака. Дом-музей в подмосковном Переделкине встречает гостей деревьями – героями стихотворения "Ветер":
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева.
Пастернак прожил здесь 21 год. Писал "Доктора Живаго", переводил Шекспира и Гёте.
Татьяна Ионова, методист по музейно-образовательной деятельности отдела ГМИРЛИ имени В.И. Даля "Дом-музей Б.Л. Пастернака":
– Пастернак говорил: "Писателю нужен стол, стул и кровать. Всё остальное – работа воображения". Мы привыкли, что на столе должны лежать рукописи. У Пастернака рабочий стол в его отсутствие должен быть пустым.
Даже если поэт выходил ненадолго, он убирал со стола всё. Каждое утро Пастернак обязательно протирал все поверхности чистой тряпочкой.
Татьяна Ионова, методист по музейно-образовательной деятельности отдела ГМИРЛИ имени В.И. Даля "Дом-музей Б.Л. Пастернака":
– Главные объекты в этом кабинете – это окна. Нам нужно включить воображение, потому что вид изменился. При жизни Бориса Леонидовича здесь густой стеной стоял сосновый лес.
В Переделкине Пастернак праздновал присуждение Нобелевской премии, от которой затем пришлось отказаться. Он разделил радость с соседом, Корнеем Чуковским, чья дача в нескольких минутах ходьбы. И там тоже рады гостям. У входа их встречает Чудо-дерево из стихотворения "Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт". Украсили его работники дома-музея, а вот в рабочем кабинете всё осталось, как при поэте.
Сергей Агапов, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля "Дом-музей К. И. Чуковского":
– На столе Корнея Ивановича живут крокодилы. Его первая сказка называлась "Крокодил", в последующих сказках они появлялись и в "Мойдодыре", и в "Телефоне".
В библиотеке – головной убор индейского вождя. Чуковский обожал появляться в нём перед детьми. Говорил: произведения для них нужно писать, когда счастлив. Во время работы над "Мухой-цокотухой" седеющий Корней Иванович носился по дому и прыгал от радости.
Сергей Агапов, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля "Дом-музей К. И. Чуковского":
– Литературовед, литературный критик, исследователь языка. В конце жизни его достоинства оценили в Англии, в Оксфорде. У нас хранится мантия почётного доктора литературных наук Оксфордского университета.
Какие красоты вдохновляли писателя, которого называют певцом русской природы, может понять каждый в подмосковном Дунине. Впервые Михаил Пришвин увидел это место в 1946 году, и сразу влюбился в него, дом был в аварийном состоянии, пришлось его восстанавливать.
Яна Гришина, заведующая отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля "Дом-музей М.М. Пришвина":
– Этот самоварчик тульский. В Туле он назывался "эгоист", потому что на две чашки. Где бы Пришвин ни жил – у него был такой самовар. День начинался рано, в 3-4-5 утра. Вставал писатель до солнца. Самоварчик вскипал на веранде. Чай, тетрадка и работа над дневником.
Перед домом ель, которую посадил Пришвин. Лес начинался прямо за забором, писатель называл его вторым домом, проводил там столько же времени, сколько у себя на даче. На куске неба, видном с участка, осенью возникала Большая Медведица. Михаил Михайлович это созвездие не любил: его появление означало, что пора возвращаться в Москву.