Люди настроения
Бунтарь Евгений Евтушенко
"Почему такая стужа, почему дышу с трудом? Потому что тётя Лужа стала толстым дядей Льдом", – сочинил 5-летний Евгений Евтушенко. Когда ему было 9 лет, началась война и мальчика отправили в эвакуацию к бабушке. Из Москвы 4 месяца в одиночку он добирался поездом до сибирской станции "Зима". По дороге, чтобы не умереть с голоду, он читал стихи за кусочек хлеба. Так пришло решение стать поэтом.
Диплом Литературного института он получил, когда уже сам был профессором университета в Оклахоме. Студентом его отчислили за крамольные высказывания.
Евтушенко был влюблён в Беллу Ахмадулину. Они поженилась и не отводили друг от друга глаз. Всю жизнь поэт жалел, что не дал Белле Ахатовне стать матерью. Тогда Евтушенко съехал в комнатку, где, по его словам, "женщины не избегали тахты". Через месяц дикой карусели он рванул к Ахмадулиной, но эта дверь закрылась навсегда.
Репутация ловеласа сопровождала его всю жизнь вслед за славой гения. В 60-х у памятника Маяковскому среди поэтов, читавших стихи, фаворитом был он – худой парень в цветастом кашне. Как и на знаменитых вечерах в Политехе. Он превратил поэзию в зрелище: собирал стадионы, ездил с поэтическим турне по миру, встречался с лидерами стран. Тех, кто вставал у него на пути, уничтожал высоким штилем. Как, например, на концерте, который шёл в прямом эфире.
Марк Розовский, режиссёр, народный артист РФ:
– Вышел Евтушенко и прочитал: "Когда румяный комсомольский вождь на нас, поэтов, кулаком грохочет и хочет наши души мять, как воск, и вылепить своё подобье хочет".
Он защищал Пастернака, Бродского, Солженицына. В то же время брал партийные заказы и воспевал коммунистические стройки, как в поэме "Братская ГЭС". Читатели за ним не успевали, друзья упрекали в угодливости власти.
В творческом тупике Евтушенко неожиданно стал кинорежиссёром. Снял фильмы "Детский сад" и "Похороны Сталина", где герои задавались его личными вопросами. Эти же вопросы поэт задавал и студентам в Оклахоме. В Америке мало кто узнавал в постаревшем профессоре великого Евгения Евтушенко. И тогда он срывался на родину, ведь "поэт в России – больше, чем поэт". Бунтарь с вечной жаждой перемен ушёл, закрыв эпоху, в которой кумирами были поэты.