Люди настроения
Юрий Богатырёв: "Артист – самая подневольная профессия на свете"
В феврале 1989 года открылась первая персональная выставка народного артиста России Юрия Богатырёва. Печально, как на панихиде, публика восхищалась работами художника, который не дожил до триумфа. В этот день его хоронили.
В детстве похожий на девочку мальчик обожал мамины наряды. "Девчоночник" – дразнили его во дворе за игры в кукольных спектаклях с подружками и страсть к рисованию. После школы он пошёл учиться на художника.
Юрий Богатырёв, актёр:
– Я, в общем, редко бывал в классах живописи. Организовывал драматическую студию, танцевальный кружок, хор. А когда я поступил в 1967 году в Театральное училище имени Щукина, тут я понял, что очень люблю рисовать.
Красивый, с поставленным актёрским голосом, он оказывался в центре внимания, когда садился за рояль или… кому-то нужны были деньги. Добрый Юрка отдавал последнее, хотя сам скитался по чужим углам.
"Я страдаю от многих вещей, особенно от грубости и бестактности".
Жителям Подмосковья общежитие не полагалось, и он ночевал у друзей. То в доме Аркадия Райкина, чей сын был его однокурсником, то у Александра Адабашьяна.
Александр Адабашьян, заслуженный деятель искусств РФ:
– Поскольку его, конечно, стесняло это положение приживалы, он решил, что обожает мыть посуду. Юра устраивал целый концерт, он заламывал руки, ему становилось дурно: "Зачем, Валентина Никитична?! Оставили бы мне!" Мама моя была человеком крайне наивным и действительно в это верила иногда, говорила: "Не надо, Юрочка придёт – Юрочка помоет".
После учёбы он получил место в престижном "Современнике" и комнату с видом на Кремль в бывшей квартире Инессы Арманд. В благодарность Галине Волчек он регулярно мыл её машину. Коллеги упрекали его в корысти, хотя он был искренне счастлив.
"Артист – самая подневольная профессия на свете".
И в "Современнике", и во МХАТе, куда он перешёл, его считали не самым выдающимся актёром. И он взял реванш в кино.
Александр Адабашьян, заслуженный деятель искусств РФ:
– Он такой, с огромными руками, которые называл "верхние ноги", такие у него были огромные пальцы, с этими губами, такой весь как зефир бело-розовый. Когда дело дошло до съёмок, он оказался худым, спортивным, поджарым.
Образы он создавал, как художник, используя всё новые краски. Скакал на лошади, стрелял, прыгал с обрыва, худел, толстел, глупел. Он мог стать кем угодно. Правда, лишь на экране.
"Хочется быть жестоким к самому себе, но мне это не очень удаётся".
Истинный рыцарь, он боготворил женщин, которые на самом деле мало его интересовали. Однажды он вышел на сцену и крикнул от себя: "Какая же я сволочь, негодяй!" А потом зарыдал так, что слёзы капали сквозь пальцы. Дали занавес, а на следующий день он оказался в клинике.
Среди актёров есть поверье: если Бог вас наградил талантом, попросите у него ещё и сил. Широкоплечий, почти двухметрового роста, Юрий Богатырёв был слишком хрупким. Создав за свой короткий век столько образов, он не справился только с собственным, так и оставшись чужим среди своих.