Еда с историей
Желе
Эта история началась в Америке в середине XIX столетия, но заиграла красками только спустя полвека. Инженер Питер Купер изобрёл сухой желатин, но не смог придумать, как лучше его использовать. Зато с такой задачей справился аптекарь Пэрл Уэйт. Он смешал порошок со сладким цветным сиропом и получил желе.
Нельзя сказать, что Уэйт стал изобретателем принципиального нового блюда. В России желе было давно известно и пользовалось популярностью задолго до появления сухого желатина. В кулинарных книгах это лакомство впервые упомянуто в 1861 году. Называлось оно "фруктовый холодец", а для его приготовления в ход шли в основном яблоки, груши, чёрная смородина. Пектин, которым богаты эти фрукты и ягоды, работал как загуститель.
Антон Прокофьев, историк кулинарии, шеф-повар:
– До изобретения желатина у людей в наличии был только пектин, он позволял делать продукты, похожие на желе, которые загущались мукой и заваривались. Но в них не было однородности, замечательной дрожалки. Когда люди наконец научились извлекать желатин из костей и шкур животных, тогда желатин стали использовать для загущения совершенно любых блюд.
Изобретение сухого желатина упростило приготовление блюда и позволило экспериментировать со вкусом. Лимонный, апельсиновый, клубничный, малиновый – холодное лакомство выглядело нарядно, но даже в таком, казалось бы аппетитном, виде мало кого заинтересовало. Так и не сумев заработать на своём открытии, Уэйт продал патент. А его новый владелец – некий мистер Вудворт – начал серьёзную рекламную кампанию. Он растиражировал миллионы плакатов, на которых знаменитые актрисы позировали с бокалами желейного десерта.
Не обошлось и без ореола романтики. В газетах появились заказные статьи о том, что желе было любимым десертом Наполеона и Жозефины. Так это или нет, но рекламный трюк сработал – новинка стала одной из самых раскупаемых сладостей.
Лакомство на основе желатина пришлось по вкусу и в России. Сначала его подавали исключительно в богатых домах, а после революции смогли распробовать все. Советские хозяйки быстро оценили лёгкость приготовления сладости и включили её в праздничное меню.
Хозяйке на заметку: желатин требует точной дозировки. Чтобы десерт получился нежным, на один литр жидкости достаточно одной столовой ложки порошка. Для устойчивого желе – двух, а для блюда, которое можно резать ножом, – трёх. Больше желатина добавлять не стоит, иначе сладость станет резиновой.
Нашлось место для желе и на витринах кафетериев. Большой популярностью пользовался десерт из трёх разных по цвету и вкусу слоёв. Впрочем, эффектный вид был не единственным плюсом желе. Уже тогда многие знали, что это одна из самых низкокалорийных сладостей. В ста граммах вишнёвого желе содержится всего 55 килокалорий, в клубничном – 70, а в апельсиновом – 85.
После распада Советского Союза кафе стали массово закрываться, и десерт исчез с витрин. В продаже он снова появился спустя 15 лет. Правда, не в общепите, как раньше, а в магазинах. В современной упаковке, но всё с тем же вкусом детства. Такая вот история.