Вокруг пальца
Похищение "Джоконды"
Украсть шедевр мирового искусства среди бела дня, не привлекая при этом внимания охранников, – сегодня это кажется невозможным. Однако в 1911 году произошло событие, которое позже назовут кражей века: из Лувра похитили "Мону Лизу" Леонардо да Винчи. Именно это преступление сделает картину известной на весь мир.
В понедельник, 21 августа 1911 года, около семи утра грабитель выскользнул из тесного чулана Лувра. Он хорошо знал, где находится портрет и как вынуть картину из рамы, не повредив её. Преступник действовал быстро. Он аккуратно завернул работу в белое покрывало и спокойно вышел во двор. Первым исчезновение шедевра заметил посетитель Лувра, художник Луи Беру. Он решил, что картину забрали фотографы и вернут через несколько часов. Однако этого не произошло. Тогда предположили, что произведение отдали на чистку. Но и это оказалось не так. Охранники сообщили о произошедшем начальству, в этот момент стало понятно – "Мону Лизу" похитили.
До Леонардо да Винчи было много великих художников, мастерски писавших портреты. Однако их персонажи выглядели застывшими и не живыми. Итальянский художник изобрёл технику сфумато, которая сделала его картины похожими на фотографии. Линии размываются, а цвета плавно перетекают из одного в другой. Особенно хорошо это заметно в уголках глаз и губ Моны Лизы. Именно поэтому улыбка Джоконды выглядит такой загадочной.
Пропажа одного из главных произведений искусства вызвала небывалый резонанс. Полиция обыскивала автомобили, поезда и отправляющиеся корабли. Под подозрением оказался художник Пабло Пикассо. У него нашли несколько небольших скульптур, которые раннее были украдены из Лувра. В ходе расследования выяснилось, что Пикассо купил их у своего друга – поэта Гийома Аполлинера. Но к похищению Джоконды ни тот, ни другой отношения не имели. Тем временем в музей приходили толпы желающих посмотреть на пустую стену, где когда-то висела "Мона Лиза".
Портрет нашёлся спустя два года в Италии. Оказалось, вор перевёз его через тщательно охраняемую границу в чемодане с грязными носками, запах которых отбил у таможенников желание копаться в вещах.
Похитителем оказался музейный работник итальянец Винченцо Перуджа. Он был одним из тех, кто устанавливал стеклянный защитный бокс для "Моны Лизы". Через торговца антиквариатом он предложил директору галереи Уффици во Флоренции купить украденный шедевр, но тот связался с полицией, и вора взяли с поличным.
Никас Сафронов, художник:
– Когда преступник воровал "Джоконду", он знал, что взять. Во-первых, он был итальянец и ему хотелось проявить патриотические чувства. Он где-то услышал, что это Наполеон украл картину и привёз её во Францию из Италии. Вор решил вернуть историческую справедливость.
Есть версия, что основным заказчиком был аргентинский коллекционер Эдуардо де Вальфьерно. Незадолго до похищения он зачем-то заказал сразу шесть копий "Джоконды". После того как новость о краже стала сенсацией, он распродал их за баснословные деньги, выдавая за оригинал. А "Мона Лиза" вернулась в Лувр, на своё прежнее место, уже мировой знаменитостью.