Личное дело
Моне-садовод
Их знакомство началось с нелепой ошибки: устроители выставки перепутали авторство под работами Эдуарда Мане и Клода Моне. Этот эпизод лёг в основу многолетней дружбы художников. Однажды Эдуард написал семейный портрет друга на фоне цветущего сада. Идиллический сюжет оказался пророческим. Через десять лет у Клода Моне будет личный райский сад.
Как только художник смог заработать благодаря своим картинам, на гонорар он купил небольшой участок земли в Живерни. 43 года Клод Моне посвятит созданию прекрасного сада. Первым делом на участке он вырубил сад с клумбами и грядками, чем вызвал недовольство соседей. Под окнами Моне устраивает пёстрый цветник. Он выбирает растения, как палитру. Сад был распланирован с учётом периода цветения: пока одни растения отдыхали, другие распускались и цвели.
"Возможно, именно благодаря цветам я и стал художником".
Он хотел создать вечноцветущий сад. Участок облагораживался постепенно: сначала был разбит цветник вокруг дома, а позднее художника увлекла идея так называемого "сада на воде". Моне высаживал экзотические растения.
Как-то один известный селекционер открыл художнику водяную лилию, или кувшинку. По специальному заказу редкие сорта растения были доставлены из Японии. Моне приглянулся и соседний участок с озером. Над водоёмом возвели японский мостик, а сам пруд засадили кувшинками разных видов.
"Прошло много времени, прежде чем я смог понять мои кувшинки. Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. Вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного пруда. Я взял палитру, и с того времени у меня уже не было никогда другой модели".
Моне написал более двухсот работ с изображение этих чудо-цветов.
Соседи взбунтовались. Они начали говорить, что Моне подмешивает какие-то химикаты в почву. И успокоились только после того, как художник на свои деньги провёл в Живерни асфальтовую дорогу.
Художнику нравилось писать циклы картин: один и тот же пейзаж в разное время суток и разное время года. Чтобы поймать нужный свет, мастер ставил на мольберт новый холст, а незаконченный набросок оставлял, чтобы вернуться к нему снова в то же самое время. Часто он работал одновременно над несколькими полотнами.
Любовь к растениям и садоводству помогала переносить тяготы судьбы. Он стал терять зрение, и многие свои картины, в том числе пейзажи, он выполнял по памяти.
Жан Мари Тульгуа, праправнук Клода Моне:
– Если он был недоволен своими работами, он требовал, чтобы садовники забрали их и сожгли на костре.
Врачам удалось одолеть болезнь Моне, и зрение к нему вернулось. Художник раскрылся как выдающийся ландшафтный дизайнер. Он добился, чтобы его рукотворный сад выглядел как произведение искусства.
"Самое прекрасное моё произведение – мой сад".