Крупным планом
100 лет Леониду Гайдаю
Бриллиантовый режиссёр советской эпохи, чьи фильмы стали золотым фондом кинематографа. Цитаты из его картин уходили в народ, а песни становились хитами.
Дорога Леонида Гайдая к блестящему успеху была непростой. Вчерашнему десятикласснику вместо вступительных был подготовлен другой экзамен: как и миллионы сверстников, он отправился на Великую Отечественную войну. И это испытание прошёл с честью – разведчик Гайдай не раз ходил за линию фронта. Но, возвращаясь после одного из заданий, подорвался на мине. Пять операций – и ногу спасти удалось, однако травма не давала покоя всю жизнь.
Ольга Худякова, внучка Леонида Гайдая:
– Осколки напоминали о себе буквально, физически, но совершенно точно желания об этом говорить у него не было.
Несмотря ни на что, к своей главной мечте он направился твёрдым шагом. В Иркутске поступил на актёрское, работал в местном драмтеатре на две ставки – артиста и осветителя, пока худрук не посоветовал: "Езжай в Москву". На режиссёрском во ВГИКе Гайдая приняли как родного. Там он по-настоящему встретился с судьбой – нашёл и призвание, и жену. С актрисой Ниной Гребешковой они не расставались до самого конца. Она была его музой и опорой, особенно в первые годы совместной жизни, когда карьера супруга совсем не складывалась.
Всё изменилось в 1961 году: Гайдай в настоящем кризисе – его предыдущие работы успеха не имели. Но худсовет "Мосфильма" дал ещё один шанс, а идей как на зло не было. Тогда он отправился в родной Иркутск и, перебирая старые газеты на чердаке, наткнулся на фельетон о браконьерах – так родилось трио Трус, Балбес и Бывалый.
Легендарная троица Вицин – Моргунов – Никулин полюбилась зрителям – их приключениям Гайдай посвятил три фильма. Однако накануне съёмок "Операции "Ы" поссорился с композитором. Положение спасла супруга – она посоветовала обратить внимание на молодого автора – Александра Зацепина. Поначалу Гайдай сомневался, но, увидев, как оригинально работает музыкант, смягчился.
Александр Зацепин, народный артист РФ, композитор:
– У меня была деревянная линейка, дубовая, и она звучала очень здорово, на ней даже ноты были размечены. А потом записывались настоящие живые инструменты.
После "Операции "Ы", с восторгом принятой и зрителями, и критиками, Гайдай развивает успех – выходит "Кавказская пленница". Как всегда, в картине блестящий актёрский состав и уже узнаваемый почерк режиссёра – россыпь киноприёмов. Гайдай становится признанным мастером эксцентрики.
Александр Лойе, актёр:
– Идёт в "Кавказской пленнице" Нина, за ней начинает идти ишак и едет грузовик – какие-то вещи чисто по-мультяшному придуманы. Но от того, что они не нарисованы, а сыграны вживую, запоминаются ещё сильнее.
В 1968 году Гайдай принял решение расстаться с троицей. Режиссёр давно искал идею для сатиры на злобу дня. Помог случай: в газете он прочитал о контрабандистах, придумавших хитрый способ перевозки товаров – в гипсе. Так появилась "Бриллиантовая рука". Эта работа далась Гайдаю непросто: если главная роль писалась специально под Никулина, кастинг на остальных героев длился месяцами. Например, Гешу Козодоева мог сыграть Вицин, а на роль Лёлика рассматривался Пуговкин. Впрочем, режиссёрское чутье Гайдая в очередной раз не подвело.
Гайдай искал натуру для съёмок в Узбекистане, Азербайджане и Крыму. В итоге в роли Стамбула предстал Баку, а родной город Семёна Семёновича Горбункова снимали в Сочи и Адлере. Правда, одобрение худсовета ещё на этапе утверждения натуры шло со скрипом. Да и уже во время работы на площадке режиссёр был мрачен – многие даже засомневались в успехе комедии. Зато Гайдай был уверен в результате.
Аркадий Инин, сценарист:
– Он говорил: "Если на площадке смеются – значит в зале смеяться не будут".
Гайдай шёл на риск: в фильме было много провокационных шуток, слишком сексуальный образ Светличной, обаятельный злодей Миронова – худсовет практически отказался принимать материал.
Аркадий Инин, сценарист:
– Гайдай приклеил в конце фильма кадры атомного взрыва – тут весь худсовет сошёл с ума, начал кричать: что это такое?! Он говорил, что это важно, но в конце концов мучительно согласился. Зато остальное осталось без замечаний.
Картину "Бриллиантовая рука" Гайдай считал своей лучшей работой, и не зря: лента стала лидером проката – её посмотрели 76 миллионов человек. Персонажи фильма по сей день народные любимцы, а фразы вроде "Наши люди в булочную на такси не ездят" стали крылатыми. У Гайдая была уникальная способность любой материал превращать в киноклассику: и газетный фельетон, и серьёзная литература обретали новую жизнь.
Ольга Богданова, народная артистка России:
– Гайдай понимал природу юмора. Он работал глубоко и серьёзно, будто Шекспира снимал, то есть он режиссёр абсолютно на все времена.
Леонид Гайдай работал до последних дней – его не стало в 1993-м. Но даже в финальных картинах режиссёр оставался верен себе: остро шутил, использовал любимые приёмы вроде чёрной кошки, без которой не обходился ни один фильм, а после премьеры тайком ходил в кинотеатр и наблюдал, будут ли смеяться зрители в задуманных местах.
Роман Мадянов, заслуженный артист России:
– Гайдай – планета, которая появилась на небосклоне с этими артистами. И вы никогда его ни с кем не перепутаете, и это будут смотреть.
Формула оглушительного успеха Леонида Гайдая вроде бы разложена на элементы – изучена критиками и внесена в учебники. Вот только повторить его триумф так никто и не смог.