Век "Мосфильма"
"Освобождение"
Киноэпопея "Освобождение" – грандиозное батальное полотно, равных которому в мире до сих пор нет. Максимальная достоверность и масштаб съёмок делают этот фильм почти документальным. Практически все, кто создавал "Освобождение", фронтовики, во главе с режиссёром Юрием Озеровым. Ещё на фронте Озеров дал себе слово: если останется жив, то снимет большое кино о войне. И через 20 лет он свое слово сдержал.
Илья Стрекалов, писатель, историк кино:
– Танк Т-34-85 принимал непосредственное участие в съёмках "Освобождения". Всего танков было десятки. Т-44, например, камуфлировали под немецкие "Тигры". Кроме того, ряд танков сделали в виде моделей, которые вдалеке были на радиоуправление. То есть крупным планом шли, конечно же, большие, настоящие танки, а на дальнем плане были радиоуправляемые модели.
Уникальность фильма заключалась ещё и в том, что в нём был задействован 51 реальный исторический персонаж. На тот момент многие прототипы были ещё живы, и активно участвовали в выборе актёров. Маршал Жуков сразу одобрил кандидатуру Михаила Ульянова на свою роль. Маршал Конев, наоборот, был недоволен утверждённым актером, его заменили на Василия Шукшина.
Илья Стрекалов, писатель, историк кино:
– На роль Сталина изначально был утверждён Серго Закариадзе. Он уже к тому времени был большой звездой кино благодаря фильму "Отец солдата". Он пришёл на пробы, его сняли, загримировали, но не похож. Пригласили другого человека – его брата Бухути Закариадзе. И он хорошо подошёл. Его утвердили. Когда Бухути вернулся в Тбилиси и пришёл в театр, Серго едва ли не плюнул ему в лицо, насмерть обиделся на него.
Интересна история о том, как дрессировщик и клоун Юрий Дуров оказался в роли Черчилля. Осенью 1967 года цирк Юрия Дурова был на гастролях в Киеве. И Озеров пришёл в свободное от съёмок время в цирк. И когда Юрий Дуров вышел на сцену, как рассказывают, Озеров встал и воскликнул: "Вот, вот же он, Черчилль!"
Как известно, все фильмы в то время снимали на плёнку, а плёнка – материал хрупкий, недолговечный, и 50 лет для неё большой срок. Единственный способ спасти старый фильм – его цифровая реставрация. Это кропотливая, зачастую ручная работа по очистке каждого кадра от царапин, сколов и разрывов.
Василий Шахназаров, специалист по цифровой реставрации кинофильмов:
– Например, очищать точки в кадре с летящим самолётом можно только вручную. Если это делать автоматической чисткой, он, скорее всего, съел бы самолёт.
На лице у Ларисы Голубкиной был дефект, но он, скорее всего, был только на одном кадре. Если дефект идёт много кадров подряд, это тоже проблематично убирать, и всё приходится вычищать вручную.
Все батальные сцены "Освобождения" отличались от настоящих битв лишь тем, что не было жертв. В остальном всё было по правде: создавали штабы, проводили связь, составляли карты. По секундам синхронизировали начало движения пехоты, техники, актёров и авиации. Один из самых сложных в фильме – эпизод затопления берлинского метро. Его снимали в Нагатинском шлюзе. Сначала откачали воду, затем построили декорацию, на дно опустили рельсы и вагон. Когда подняли щит, огромный поток воды обрушился на станцию метро.
Илья Стрекалов, писатель, историк, специалист по военным фильмам:
– Условия были, конечно, достаточно опасными, потому что там вода и ещё шёл дождь. Много проводов, электричества, народу. Могло просто ударить током и убить кого угодно. Оператор Игорь Слабневич на надувной лодке с камерой приближался аккуратно и снимал всё.
"Освобождение" с огромным успехом прошло на экранах многих стран. Его посмотрели более 400 миллионов зрителей. Вся военная техника, оставшаяся после съёмок, сегодня бережно хранятся на военно-технической кинобазе "Мосфильма" не только как памятник эпохи, но и как действующий реквизит для будущих картин.