По кадрам
"Любовь и голуби"
Как только не описывают этот фильм зрители: лучшее лекарство от стресса, шедевр на все времена, любимая картина. Почему из ленты пытались вырезать все сцены с алкоголем и чем фокусник помогал реквизиторам? Разберём "Любовь и голуби" по кадрам.
"Любовь и голуби" – советская лирическая комедия 1984 года. Режиссёр – Владимир Меньшов. Сценарий основан на одноимённой пьесе Владимира Гуркина.
Изначально пьеса, основанная на реальных событиях, шла на подмостках. Когда планировали экранизацию, члены команды сошлись во мнении: театральные приёмы необходимо оставить и в киноверсии.
Например, сцена с расцветающим в кадре деревом. Владимир Меньшов однажды раскрыл секрет: трюк основан на известном фокусе – когда из трости мгновенно появляется букет. На съёмочную площадку пригласили иллюзиониста и тот помог соорудить конструкцию: десять палочек привязали к веткам. Оставалось вовремя потянуть за верёвочку, чтобы те сработали. Сняли с первого дубля, хотя раскрылись не все, а семь штук.
Когда режиссёра спросили, какая сцена далась команде сложнее всего, тот без сомнения ответил, что та, в которой герой Михайлова падает из избы прямо в море. Сложностей было много, поэтому сцену тщательно продумывали. Александр Михайлов должен был всплыть после падения уже без костюма и сразу же сказать реплику. Под водой сменить одежду ему помогали водолазы. Первая попытка прошла неудачно – актёр забыл слова. На второй раз подвело переодевание – не удалось вовремя снять галстук, в итоге его очень сильно затянули. Настолько, что пришлось разрезать ножницами. Третий дубль вошёл в фильм. В нём был тот же галстук – его пришлось сшивать вручную.
Роль бабы Шуры чуть не стоила Наталье Теняковой здоровой кожи. Актрисе было всего 38 лет, ради достоверности ей наносили сложный возрастной грим. Лицо покрывали плёнкой, которая стягивала и создавала эффект морщин. Конечно, о последствиях не знали, поэтому художники смело экспериментировали. В конце каждого съёмочного дня состав приходилось снимать без специальных средств – буквально сдирать, что травмировало кожу.
На обсуждении худсовета картину называли пошлой, сомнительной и неприятной. Предлагали убрать множество сцен, особенно с алкоголем. Ведь пьянство – это трагедия, а не повод для шуток. Однако Владимиру Меньшову удалось отстоять весь фильм, кроме этого фрагмента. Изначально все кружки пива, оставшиеся на пирсе, прохожий допивал прямо в кадре, в итоговом варианте он приподнимает одну. А что дальше – зависит лишь от фантазии зрителей!