Назад в СССР. 100 лет
Назад в СССР. 1937 год
В тот год граждане СССР услышали самую первомайскую песню, увидели воплощение социалистической мечты, получили ещё один повод для гордости за страну, попробовали советский майонез и узнали, в какие передряги попадала яхта "Беда". 1937-й.
В тот год впервые прозвучала песня "Москва майская" – настоящий символ советской весны. Музыку написали композиторы Дмитрий и Даниил Покрассы, слова – будущий автор "Священной войны" Василий Лебедев-Кумач. Композицию посвятили 20-летию установления советской власти, и авторы постарались сделать своё творение максимально торжественным. Когда "Москва майская" в исполнении Наума Хромченко впервые прозвучала по радио, случился фурор. Композиция на долгие десятилетия стала не только гимном столицы, но и символом Первого мая. Ни одной демонстрации не обходилось без этой бодрой и внушающей уверенность в светлом будущем песни. Да и по пути с праздника домой, а потом и за столом её тоже подхватывали с огромным удовольствием.
К весне была завершена грандиозная работа над грандиозным монументом "Рабочий и колхозница". Вера Мухина создавала скульптуру для Всемирной выставки в Париже, которая должна была пройти в том же году. Устремлённые вперёд и ввысь, сильные и красивые советские люди выражали дух страны, семимильными шагами идущей к прогрессу. В Париже статуя произвела сильное впечатление, весь мир облетели фотографии "Рабочего и колхозницы", и на долгое время они стали главной ассоциацией с СССР. Французские власти даже планировали скульптуру выкупить, но советское правительство решило вернуть её на родину. Монумент в Москве собрали заново и установили у северного входа ВДНХ, где каждый желающий мог любоваться на творение Веры Мухиной сколько угодно. И даже тем, кто в столице не бывал, статуя до мелочей была знакома по заставке киностудии "Мосфильм".
Но не только "Рабочим и колхозницей" отметился СССР на Всемирной выставке, которая открылась 25 мая. Чего стоила только драгоценная карта страны площадью 26 с половиной квадратных метров. Опал, александрит, лазурит, изумруд, алмаз, яшма – чего там только не было! Произведение удостоили Гран-при – одного из 95, доставшихся Союзу. Также наивысших призов удостоились, например, комбайн "Сталинец", проекты станций московского метро "Кропоткинская" и "Сокольники", фильм братьев Васильевых "Чапаев", картина Алексея Герасимова "После дождя". СССР стал заслуженным триумфатором выставки 1937 года, а у граждан появился ещё один повод для гордости.
В тот год в широкую продажу поступил первый советский майонез. Его рецептуру разработали в конце 1936-го: тогда нарком пищепрома Анастас Микоян вернулся из поездки в Америку, где перенимал опыт производства продуктов. По легенде, первую партию соуса привезли на пробу Иосифу Сталину, и ему новинка очень понравилась. В короткие сроки наладили массовое производство и вскоре майонез появился в магазинах. Но народ незнакомой приправы опасался, и тогда наркомат Микояна развернул мощную рекламную кампанию – сочные плакаты и слоганы вмиг сделали майонез желанным гостем на столах. Соус стал одним из столпов советской кухни: оливье, селёдка под шубой, мимоза… Даже в самые непростые дефицитные времена старались во что бы то ни стало раздобыть баночку-другую, чтобы на празднике непременно были традиционные блюда с майонезом.
Открыв первый, январский, выпуск журнала "Пионер", советские дети познакомились с ним – Христофором Бонифатьевичем Врунгелем – героем повести Андрея Некрасова. Бывший капитан дальнего плавания с безграничной фантазией владел просто умопомрачительным запасом морских баек о себе и своей яхте "Беде". В 1970-е сняли мультик и фильм по мотивам повести, Врунгель приходил на популярную утреннюю передачу "Будильник" и неизменно вызывал восторг у советских детей.
А ещё в том году в НКВД СССР был создан отдел по борьбе с хищением социалистической собственности, на дрейфующей льдине начала работу первая в мире советская полярная научно-исследовательская станция "Северный полюс-1" и в Москве появилась служба точного времени.