Люди настроения
Игорю Масленникову – 90!
– Игорь Фёдорович, с праздником Вас! Вольтер как-то в шутку говорил: "До 60 лет мужчина живёт для женщин, после 60-ти – для себя". Есть в этом доля правды?
– Нет, в этом правды нет, мужчина живёт для женщин всегда! А после 60-ти он начинает жить для своих детей и внуков. Это мой принцип.
– Вы плодовиты не только в кино, но и в плане детей, внуков, правнуков. Сколько их у Вас?
– Да, у меня правнуки уже есть – две девчонки и один мальчишка. Недавно родился ещё и внук. То есть я был прадедом, а теперь снова дед.
Своими основными зрителями Игорь Масленников всегда считал детей и женщин. "Даже мой "Холмс" нацелен на детскую аудиторию", – признаётся режиссёр. Звёздный состав актёров, юмор, лёгкость – именно советская версия "Шерлока" признана лучшей экранизацией в мире. Поначалу Масленников бился за каждого актёра. Ни в Василии Ливанове, ни в Виталии Соломине никто не видел героев Конана Дойля, а Масленников рассмотрел. И не ошибся!
– Я немного хотел бы поделиться своим стариковским ворчанием. Происходит мучительный цивилизационный перелом. Мы уходим от книжной цивилизации Гутенберга в цифру. Для новых поколений никаких проблем в этом нет, но мы – уходящее поколение. Я сейчас пишу книжку, которая будет называться "Вишня на торте", где прощаюсь со своей эпохой, со своим временем. Это меня не пугает, но вызывает во мне беспокойство. Первое беспокойство, которое я испытываю как кинематографист, – это ситуация с тем, что происходит с кино.
– "Раньше в кино ходили взрослеть душой, а сейчас жевать попкорн", – утверждаете Вы. И я с Вами согласна. А как вернуть старое, душевное и доброе кино?
– Раньше кино всегда было соборным. Это когда для людей поход в кино был событием. Приходило в кино много народа, все сидели, смотрели, плакали, смеялись. Это всё исчезает.
Игорь Масленников если снимал кино, то о наболевшем. В "Зимней вишне" честно заявил о мужской несостоятельности, слабости и безвольности. В картине многие женщины узнали себя, свою судьбу. За этот фильм его отчаянно ругали мужчины. Он же отшучивался: "Значит, задело мужчин за живое". А в этом и есть задача кино.
– Раньше фильмы делались как? Какова моральная цель? Донести до людей что-то, чтобы они чему-то научились, от чего-то поумнели. Сейчас главная цель – развлечь и вынуть деньги из кармана зрителя. Есть временами хорошие американские фильмы, и то не голливудские. А голливудская продукция вся рассчитана только на бабло. 9 миллиардов долларов каждый год Голливуд выкачивает из нашей страны.
Фильмы Масленникова заставляют размышлять на тему дружбы, взаимовыручки, предательства, семейных ценностей. Он любил актёров, они отвечали ему взаимностью и шли за ним из фильма в фильм.
– Я снял такие антикапиталистические картины, как "Письма к Эльзе", "Тимур и его коммандос", и нашёл себе в союзники великого драматурга Александра Николаевича Островского и его пьесы, посвящённые тому, как капитализм пришёл в Россию. "Волки и овцы", "Доходное место", "Свои люди – сочтёмся". Они у меня превратились в три фильма: "Русские деньги", "Доходное место" и "Банкрот". И вот на слове "Банкрот" закончилась моя кинематографическая карьера.
– А точно закончилась? Я знаю, что вы планировали снимать "Зимнюю вишню – 4".
– Да не дают мне её снять. Там нет того, как можно на этом нажиться.
Но Игорь Масленников не теряет надежду. Он преподаёт, ученики его вдохновляют, а он учит их "терпеть и не капризничать". Свой возраст Игорь Фёдорович не ощущает, это лишь цифры в паспорте – уверен он.