По кадрам
Клиповый монтаж
Исследователи посчитали среднюю длину кадра в фильмах выдающихся режиссёров. У Тарковского вышло 40 секунд, у Годара – 20,7. В конце ХХ века ритмы резко поменялись: результат создателя "Армагеддона" и "Трансформеров" Майкла Бэя – 2 секунды.
Сегодня почти любую картину с длинными панорамами и плавным движением камеры называют артхаусом. Клиповый монтаж соответствует нашему времени и мышлению. Разберём его по кадрам.
Клиповый монтаж – это динамично чередующиеся короткие планы. Так обычно делают рекламные ролики и музыкальные видео. Особую популярность приём приобрёл в 90-е годы.
У истоков клипового монтажа стоят великие мастера: Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов. Они часто соединяли несколько крупных планов подряд, тогда это было невероятное новаторство. В наши дни режиссёры выбирают клиповый монтаж, чтобы зритель не заскучал. Иногда используют этот приём как тактический ход, своеобразный соус для основного блюда. Например, Дэнни Бойл в фильме "На игле" сочетал плавные, даже немного затянутые сцены с сумасшедшей нарезкой.
Клиповый монтаж хорошо маскирует недостатки и даже в низкобюджетных картинах может создать ощущение наполненности кадра, добавить масштаба. А если ещё сочетать картинку с ритмом музыки, то зритель будет покорён. Этот секрет успеха в начале карьеры раскрыл Гай Ричи. Сейчас его имя первым приходит на ум, стоит только упомянуть клиповый монтаж.
Даррен Аронофски называет этот приём "хип-хоп-монтажом". Крупные планы и резкие звуки в его фильмах сменяются с головокружительной скоростью, заявляя десятки образов за считаные секунды. Цель режиссёра – вызвать тревогу. Наш глаз раздражает активный визуальный ряд, поэтому мы неосознанно при просмотре начинаем испытывать волнение. Это состояние помогает лучше понять героев Аронофски, ведь большинство из них беспокойны или даже безумны.
Режиссёр Эдгар Райт, наоборот, самые банальные вещи превращает в визуальный аттракцион с помощью клипового монтажа. Ну и горшка с растением, конечно. Эти нарезки выглядят не просто динамичными, а лихорадочными. Учитывая, что режиссёр любит снимать нестандартные комедии и боевики, можно догадаться, что он использует клиповый монтаж в сатирическом ключе, то есть высмеивает его поклонников.